Биография и творческое наследие КОРОЛЕНКО, Владимира Галактионовича

КОРОЛЕНКО, Владимир Галактионович [15 (27) июля 1853 — 25 дек. 1921] — выдающийся русский писатель. Родился в г. Житомире в семье чиновника. Учился в житомирской гимназии, позднее — в ровенской реальной гимназии.


Большую роль в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература 60-х гг., сочинения Н.Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко; их взгляды оказали огромное влияние на всё его творчество.

В 1871 Короленко поступил в Петербургский технологический институт, но не смог учиться из-за отсутствия средств. Работал корректором, рисовальщиком географических карт.

В 1874 поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. Будучи студентом, готовился к пропагандистской деятельности среди крестьян.

В марте 1876 Короленко был исключён из академии, а потом арестован за то, что от имени большинства студентов выступил с протестом против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции.

С 1879 в жизни Короленко наступает длительная полоса ссылок (в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, Пермь и др.).

В августе 1881 он был выслан в Якутскую область после демонстративного отказа подписать присягу Александру III.

В Европейскую Россию Короленко разрешено было вернуться осенью 1884.

С 1885 он жил в Нижнем Новгороде, находясь под надзором полиции.  В первом рассказе Короленко «Эпизоды из жизни искателя» (1879) в известной мере отразились народнические взгляды. Однако в двух последующих рассказах «Яшка» (1881) и «Ненастоящий город» (1881) наметился отход писателя от иллюзий, чему способствовало непосредственное знакомство с народом в период ссылок. Уже для ранних рассказов и очерков Короленко характерно реалистическое изображение народной жизни, внимание к людям, непокорившимся тяжёлой судьбе, полным неукротимого стремления добиться правды и свободы. Стойкость и мужество русской дѳвушки-революционѳрки послужили темой рассказа «Чудная» (1880, заграничная публикация 1893, в России — 1905).

Протестует против социальной несправедливости якутский крестьянин, герой рассказа «Сон Макара» (1885). О способности русского человека совершить подвиг, о силе его души говорится в очерке «Река играет» (1892). В творчество Короленко раскрыта глубокая внутренняя красота людей из парода, поднимающихся на борьбу за своё освобождение. В центре повести «Слепой музыкант» (1886) — душевная драма слепого, который «увидел» мир через высокое искусство. Это духовное прозрение, явившееся результатом сближения слепого музыканта с людьми из народа, помогает ему преодолеть личное горе, из которого, казалось, не было выхода. На эту мысль повести указал М. И. Калинин в своём выступлении 25 октября 1919 на митинге, посвящённом обороне Тулы от деникинских банд:

«Величайший художник слова Короленко в своем „Слепом музыканте” ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое счастье… Человек.. может быть счастлив только тогда, когда всеми нитями своей души, когда всем телом и всем сердцем спаян он со своим классом, и только тогда его жизнь будет полна и цельна» (

Калинин М. И., За эти годы, кн. 3, 1929, стр. 188—189).

В произведениях Короленко нашли отражение характерные явления русской действительности, связанные с распадом патриархальных форм крестьянского быта и проникновением капитала в деревню. Значительным было его выступление с очерками о знаменитых кустарных промыслах села Павлова, близ Нижнего Новгорода («Павловские очерки», 1890). Народники считали это село примером кустарного производства, якобы избежавшего влияния капитализма и свободного от эксплуатации. Решительно отвергая эти лживые утверждения, Короленко нарисовал правдивую картину разорения кустарей, их полной зависимости от скупщиков-капиталистов.

«Нет просто мужика, — писал Короленко в очерках „В голодный год” , — есть бедняки и богачи, хозяева и работники» .

Короленко высказывал своё несогласие с беллетристикой позднего народничества, к-рая, по его выражению, рассматривала действительность «сквозь призму благонамеренной идеалистически-народнической лжи». Значительное место в творчестве Короленко занимает повесть «Без языка» (1895), где изображены злоключения украинского крестьянина, попавшего в Америку. Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег. Доведённый до исступления, он восклицает:

«Пусть гром разобьет этот проклятый город и выбранного вами какого-то мэра. Пусть гром разобьет и эту их медную свободу, там на острове…».

В годы, предшествовавшие революции 1905, Короленко продолжает цикл своих сибирских рассказов: «Государевы ямщики» (1901), «Мороз» (1901), «Марусина заимка» (1903), «Феодалы» (1901). Здесь писатель- гуманист рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределенность своих политических идеалов, Короленко верил в победу народа. К этому же времени относится рассказ «Нестрашное» (1903), который по силе разоблачения буржуазной интеллигенции и по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений Короленко

В 1900 Короленко был избран почётным академиком.

В 1902 он, как и А. П. Чехов, отказался от этого звания в знак протеста против того, что М. Горький не был утверждён царским правительством в качестве почётного академика. Публицистический талант Короленко с особой силой проявился в его очерках «В голодный год» (1892 — 93), «Мултанское жертвоприношение» (1895 — 96), «Сорочинская трагедия» (1907), «Бытовое явление» (1910).

В очерке, посвящённом т.н. Мултанскому делу, писатель- демократ выступил в защиту крестьян-вотяков (удмуртов), обвинявшихся царской полицией в ритуальном убийстве. Короленко доказал, что этот процесс был затеян черносотенцами в целях разжигания национальной вражды. М. Горький писал по этому поводу:

«Мултанское жертвоприношение” вотяков — процесс не менее позорный, чем “дело Бейлиса”, принял бы еще более мрачный характер, если б В. Г. Короленко не вмешался в этот процесс и не заставил прессу обратить внимание на идиотское мракобесие самодержавной власти»

(Горький М., Статьи о литературе и литературной технике, 1931, стр. 38).

В годы реакции Короленко выступил с памфлетом «Бытовое явление», в к-ром обвинял царское правительство в «оргии казней» и полицейских издевательствах над рабочими и крестьянами после революции 1905 — 07. Со 2-й половины 90-х гг. Короленко принимал участие в издании либерально-народнического журнала «Русское богатство» (его роль сводилась главным образом к редактированию отдела беллетристики). По письмам Короленко можно судить о его серьёзных расхождениях с редакцией журнала, разделявшей народнические, либерально-буржуазные взгляды. В то же время писатель не мог понять подлинного значения революционной борьбы рабочего класса, и это резко отличало его позицию от позиции пролетарского писателя М. Горького.

К последнему периоду творчества Короленко относится крупнейшее его произведение «История моего современника» (1906 — 22). Изображая жизнь «современника», в к-рой легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов, Короленко в то же время знакомит читателя с развитием общественного движения 60 — 70-х гг., с выдающимися историческими событиями того времени. Последние главы эпопеи, освещающие деятельность народной интеллигенции, были написаны после Великой Октябрьской социалистической революции. Не поняв её подлинного значения, писатель, однако, видел, что революция победила потому, что в ней участвовали самые широкие народные массы.

В «Истории моего современника» он сумел показать, сколь наивны были расчёты народников на героизм «избранных» при отсутствии поддержки со стороны трудовых масс. Короленко выступал с литературно-критическими статьями и мемуарными очерками. Наиболее значительные из них: «Памяти Белинского» (1898), «О Глебе Ивановиче Успенском» (1902), «А. П. Чехов» (1904), »Л. Н. Толстой» (1908), большая работа о И. В. Гоголе «Трагедия великого юмориста» (1909). Реалистическое творчество Короленко всем своим содержанием резко противостояло упадочной буржуазной литературе предреволюционной эпохи. Оно отразило народный протест против буржуазно-крепоотнических порядков царской России, против национального неравенства и угнетения.

В 1907 В. И. Ленин назвал Короленко «прогрессивным писателем». Демократический характер его творчества отмечала в 1913 ленинская «Правда». Указав на то, что Короленко «стоит в стороне от рабочего движения», «Правда» в то же время писала:

«Мы чтим в нем и чуткого, будящего художника, и писателя-гражданина, писателя-демократа».

Высоко оценивая общественное и художественное значение творчества Короленко, ставя его как писателя в пример молодым литераторам, М. Горький писал:

«Мне лично этот большой и красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не умел оказать»

(Собр. соч., т. 14, 1951, стр. 245).

Короленко — отличный мастер рассказа, очерка, повести. Пользуясь обширным жизненным материалом, развёртывая даже в небольшом произведении сложное действие, он всегда остаётся в рамках стройной, естественно складывающейся композиции. Стремясь к наиболее точному воспроизведению жизни, Короленко охотно вводил в свои рассказы и повести элементы публицистики. На эту особенность нередко указывают подзаголовки его рассказов: «Эскизы из дорожного альбома», «Из записок репортера», «Из записной книжки путешественника» и т. д.

Короленко — выдающийся художник слова, его искусство высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький. Короленко оказал значительное влияние на писателей, вышедших из народной среды.

«В ранние годы на меня сильно повлиял Короленко», — писал А. С. Серафимович.

Под воздействием Короленко начал писать С. Подъячев. Рѳалистический метод Короленко сыграл положительную роль в развитии украинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы. Произведения Короленко переведены на многие языки народов Советского Союза. Творчество Короленко, замечательное разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы, занимает видное место в истории русской классической литературы.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий