Кражи ушедшего столетия

kak izhhut kartiny
"ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДКА" Бронзовая женская голова, вывезенная и Берлина и подаренная в 1900 году Санкт-Петербургской Кунст-Камере профессором Мейером из Лейпцига. Похищена из музея 14 июля 1992 года.
vezhhi krazhi
Икона «Тихвинская Богоматерь» XVI века украдена из Церкви Николы Надеина Ярославского музея-заповедника

Легко ли украсть картину из музея?

Истории последних лет показывают, что, к сожалению, это даже легче, чем кажется на первый взгляд. Несколько лет назад дежурный хранитель Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Виктор Мозиано, делая вечерний обход, обнаружил пропажу крохотной итальянской иконки, не имевшей специальной сигнализации и висевшей на простой проволочке.

ukrali vezhhi
Серебряный рукомой XVII века — одна из 8 вещей,
похищенных из рязанского кремля.

Смотрительница призналась, что спала, но сквозь сон слышала странный шум. Выходы из музея были срочно перекрыты. Вызванные следователи не имели права делать обыск без специального разрешения, поэтому посетителей обыскивали сами сотрудники музея. Вскоре икона была обнаружена в мужском туалете. Ее просто подкинули. Эта история — пример не профессиональной кражи: брали икону, судя по всему, из-за размеров и хулиганства ради.
Сбыть музейную вещь практически невозможно. По крайней мере, если она похищена из московского или петербургского музея, попала в каталог или была опубликована в научной статье. Поэтому число краж из столичных музеев в последнее время сократилось. Зато в большом количестве они случаются в провинциальных музеях, где вещи учтены не столь строго, и система охраны не так надежна.

ГДЕ И ЧТО воруют

До недавнего времени главным предметом хищения были иконы. Количество украденных икон исчисляется тысячами. Они постоянно циркулируют не только на подпольном, но и на легальном антикварном рынке и практически не могут быть учтены. Разобраться, какая из них краденая, а какая нет, едва ли возможно, если, конечно, икона не была похищена из известной коллекции. Но берут и многое другое. Картины западных и русских мастеров (в особенности Айвазовского), предметы русской истории (например, в 1991 году из Рязанского кремля были украдены кубки петровской эпохи, которые нашли через несколько месяцев в Москве) и, конечно, произведения русского авангарда (недавно была раскрыта кража графики Филонова из Русского музея в Петербурге). В некоторых случаях крадут вещи достаточно необычные. Так, в 1996 году из Исторической библиотеки украли масонские книги, в конце 1994-го из «Публички» — древнееврейские манускрипты (в обоих случаях кражи были раскрыты, и почти все книги найдены), а вот из музея Чайковского в Удмуртии украли курительную трубку композитора, имеющую не материальную, а скорее мемориальную ценность (ее до сих пор не нашли).

Ограбление музея Тютчева в Брянской области произошло совсем недавно — в ночь на 8 марта этого года, Было похищено пять вещей: бронзовая статуя Марса, бронзовый подсвечник с хрустальными подвесками, ваза, портрет жены писателя и бронзовая скульптура «Укрощение коня» (все вещи, кроме статуи Марса, уже найдены в Москве). Музейные кражи составляют только малую часть краж произведений искусства. Гораздо больше воруют из частных коллекций. Одно из крупнейших по количеству похищенного — ограбление фалериста Михаила Селиванова в августе прошлого года. Из его коллекции наград было украдено 1800 предметов (окало 1600 уже возвращено владельцу, в розыске до сих пор находится уникальный наградной ковш). Таинственной и скандальной была история с коллекцией известного французского слависта Ренэ Герра. В 1995 году он вез часть своего уникального собрания в Москву на выставку «Они унесли с собой Россию… Русские художники-эмигранты во Франции».

По дороге из контейнера пропала папка с 22 графическими работами, в том числе портретам Набокова работы Мстислава Добужинского. Пропажу заметили лишь при вскрытии контейнера в Москве. По мнению МВД, хищение произошло по чьей-то халатности — то ли французской фирмы-отправительницы (были нарушены правила упаковки), то ли принимающей стороны, то ли самого Герра, который, как считают оперативники, не составил полной описи предметов. В любом случае вещи до сих пор не найдены, страховку Герра так и не получил и собирается подавать в международный суд.

ДЕЛО МАГИДСА

Кража коллекции Виктора Ефимовича Магидса — самая значительная («резонансная», как говорят «опера») за последнее время кража из частного собрания. Организатором ее был Ян Фельдман, специалист по художественным кражам, уже сидевший за аналогичные преступления.
27 июля 1990 года, ударив Магидса по голове, в его квартиру вошли три человека. Затем появился четвертый. Возможно, это был сам Фельдман, выступивший в данном случае в роли эксперта-искусствоведа. Пробыв в квартире около трех часов, они взяли 59 золотых ювелирных и археологических предметов, 50 миниатюр,7 икон ХVII — ХVIII веков и 30 картин старых мастеров, в основном «малых голландцев» (в частности, произведения Адриана ван Остаде, Давида Тенирса Младшего, Адриана Брауэра, Филипса Вауэрмана, Яна Стена, Лукаса Кранаха Старшего), а также акварель работы Василия Кандинскога. Похищенные предметы были тогда оценены в 1 миллион рублей. Сегодня их стоимость равняется 9 миллионам долларов.
В 1994 году в следственные органы обратился некто Степанов, сообщивший, что он был водителем у Фельдмана и косвенно участвовал в ограблении. Он назвал имена двух исполнителей — Буторина и Такарева (третий точно не установлен). Вскоре исполнители были задержаны. Что касается Фельдмана, оказалось, что через неделю после ограбления он покинул страну, а еще через месяц умер в Брюсселе при странных обстоятельствах. Согласна свидетельству о смерти, выданному бельгийскими властями, он повесился.
Гроб с телом Фельдмана был вскоре доставлен в Москву. Останки были сразу же кремированы. По мнению людей, знавших Фельдмана, размеры гроба не соответствовали бокcерской комплекции покойного. Так что не исключено, что он еще жив.
Уезжая, Фельдман взял с собой лишь фотографии картин. Сами вещи остались в Москве и лишь позже были переправлены на Запад.

kartiny magdisa
Жан-Франсуа Шалль.
«Влюбленные у руины»
magdis vory
Лукас Кранах Старший
«Три грации»

Эти две картины, украденные из собрания Магидса,
до сих пор находятся в розыске.

За шесть лет, прошедших со дня кражи, обнаружена лишь восьмая часть похищенного. Еще при жизни Магидса (он умер в 1995 году) на аукционе «Сотби» были задержаны 5 миниатюр. В сопровождении сотрудника КГБ Магидс отправился в Лондон, получил вещи и сам же продал их на аукционе. В Москве было обнаружено еще несколько вещей из коллекции, а в Штутгарте — 14 предметов (из них 4 картины), которые пролежали в хранилище немецкой полиции несколько лет и только в конце прошлого года были привезены в Россию. Сейчас они переданы на экспертизу и временное хранение в ГМИИ имени Пушкина.
Суд над двумя преступниками шел почти полтора года. Судьям неоднократно угрожали неизвестные, а за несколько дней до последнего заседания суда был убит Степанов — главный свидетель обвинения. Возможно, его убил киллер одинцовской группировки, членом которой, как предполагают следователи, был Буторин. Суд приговорил Буторина к 9 годам лишения свободы, а Токорева — к принудительному лечению в психиатрической больнице.

kartiny magdis
П. Верещагин. Железнодорожный туннель.

 

magdis kaetiny
К. Маковский. Портрет дамы в шубе из горностая.

В числе других предметов эти две картины
были обнаружены несколько лет назад в Германии,
в квартире выходцев из России.
МВД до сих пор не может установить откуда и как
они попали в Германию.

Кражи из музеев, церквей и частых собраний

 

год кол-во краж
(общее)
из музеев из церквей из частн.колл. раскрыто
1992 4189 1213
1993 4796 48 414 3573 1842
1994 3493 47 308 2670 1385
1995 3436 68 295 1895 1427
1996 3119 49 232 1749 1399
По данным отдела по борьбе с хищениями культурных ценностей ГУУР МВД РФ

КТО ВОРУЕТ

Одна давнишняя история: ворвавшись в дом частного коллекционера, воры назвали ему картины, которые хотели бы получить. Среди них была картина Шагала. Хозяин дома указал им на другую, менее ценную. Воры, не знавшие, как должна выглядеть живопись Шагала, взяли не ту картину.
Сегодня воров уже не проведешь, среди них есть даже узкие специалисты — по иконам, живописи, антиквариату. Больше половины краж — заказные. Исполнители — это прекрасно оснащенные и вооруженные организованные межрегиональные группы. По данным МВД, средний возраст вора составляет 20 — 25 лет, но есть и 15-летние мальчишки.

Как сбыть художественные ценности

kartiny dsbyt
Параскева Пятница с Житием
Первая половина XVI века
Икона была украдена в мае 1994 года
из Церкви в городе Устюжна Вологодской обл.
НАХОДИТСЯ В РОЗЫСКЕ.

В 70-е и 80-е годы в России не существовало легального художественного рынка. В антикварные магазины не принимали даже иконы. Краденые вещи уходили в основном на Запад — контрабандным путем или по дипломатическим каналам.
На Западе рынок русского искусства (главным образом русских икон), возник в 6О-е годы, когда поток икон из СССР стал постоянным, и в западных странах появились молодые антиквары, специализировавшиеся на русском искусстве. В конце 70-х, в 80-е годы на аукционах ежегодно продавалось 6 — 10 тысяч икон. По неофициальным подсчетам, с 70-х по начало 90-х годов из СССР было вывезено около четверти миллиона произведений древнерусской живописи. Сегодня рынок перенасыщен, интерес к иконам упал (в год на аукционах продается лишь несколько сотен). Но интерес к русскому искусству сохранился.

sbyt kartin
Мстислав Добужинский
«Портрет В. Набокова»
Один из рисунков из собрания Ренэ Герра,
пропавших по дороге из Парижа в Москву.
Опубликованный в каталоге выставки
«Они унесли с собой Россию…», на саму выставку он так и не попал

В прошлом году на аукционе «Сотби» в Лондоне были задержаны четыре картины, похищенные еще в 1992 году из Художественного музея в Сочи. (Всего тогда было украдено 14 картин, спустя три года в Москве был обнаружен один из преступников и изъяты четыре произведения, остальные вещи воры переправили в Финляндию, где они были проданы с аукциона.) Однако вернуть картины в Россию не удалось, поскольку на «Сотби» они попали официально, после финских продаж, а потому лондонская продажа считалась чистой.
Наиболее развитый художественный рынок существует сегодня в Москве. Именно он определяет спрос, в том числе и на краденые вещи. Практически все краденые предметы искусства попадают сначала в Москву и лишь немногие из них затем переправляются за границу.

КАК ИЩУТ

Поиском похищенных культурных ценностей в России занимаются сразу несколько служб. В 70-е годы специальных отделов по розыску произведений искусства не существовало. Музейная или церковная кража расценивалась как хищение государственного имущества, а ограбление коллекционера — как кража личного имущества. Для оперативника было все равно, что украли — телевизор, норковую шубу или картину.
Сегодня во всех крупных регионах и городах при МВД, ФСБ и Министерстве культуры созданы специальные подразделения. Разработана программа совместных действий на 1996 — 1998 годы, в которой участвуют и Таможенный комитет, и Интерпол.

kak izhhut ukradennoe
«СТАКАН ВЕРШИНИНА»
Был выполнен на Вахмитьевском заводе мастером Вершининым в 1802 году. Между двойными стенками стакана изображен вид помещичьей усадьбы начала прошлого века, а на самом стакане нарисовано пасущееся на лугу стадо коров. 14 августа 1996 года украден случайным посетителем из музея хрусталя г.Никольска Пензенской области. Специалисты оценивают его примерно в 25 тысяч долларов.

Попадая в МВД, информация о краже сразу же передается в Интерпол, Таможенный комитет, а также в общественные организации, например в Союз антикваров, и в некоторые специализированные журналы. Периодически МВД проводит специальные операции по антиквариату. Поиском краденого занимаются и некоторые антиквары, но уже в частном порядке.
Существует только один способ найти украденную вещь: для этого нужно контролировать художественный рынок. Если похищенное произведение искусства не всплывает на рынке, обнаружить его практически невозможно. Поэтому МВД действует в основном через секретную агентуру, действующую на рынке. Хороший оперативник, считают в МВД, это не тот, кто бегает и суетится, а тот, кто собирает информацию.
Чтобы найти вещь, нужно ее точное описание и фотография. Такими описаниями обладают далеко не все музеи, даже московские. Например, после кражи из музея Скрябина хранитель описывал сюжет одной из картин словами, а ее размеры показывал руками — ни фотографии, ни описания картины в музее не было. Когда из «Исторички» украли книги, список похищенного был составлен сотрудниками библиотеки лишь после того, как оперативники книги нашли.
Впрочем, даже если «опера» обладают полной информацией об украденной вещи, они не всегда действуют эффективно. Показательна в этом смысле история с кражей из музея Глинки двух скрипок (одна работы мастера Якоба Штайнера, другая — Антонио Страдивари, когда-то принадлежавшая королеве Бельгии, а затем завещанная Давиду Ойстраху), которая произошла в мае прошлого года. По сведениям из надежного источника, на протяжении десяти дней после кражи воры звонили в музей, предлагая выкупить у них скрипки. Милиция переговоры вела, но так и не смогла ни узнать, откуда звонят, ни поймать воров, ни выкупить вещи. Обе скрипки до сих пор находятся в розыске, не исключено, что они уже за границей.

КАК СУДЯТ

sud ukrali kartinu
«РЕЧНОЙ ПЕЙЗАЖ»
НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК
Полотно из собрания Магидса (нач. XIX века) было обнаружено случайно во время ночного патрулирования, в машине, в которой, как потом оказалось, ехал один из грабителей, вместе с картиной лежали икона и оружие.
Все вещи были изъяты; картина пролежала больше года за сейфом в отделении милиции, по словам милиционеров, они «резали на ней огурцы»

В новом УК появилось сразу несколько специальных статей, относящихся к кражам произведений искусства. Например, статья 164 — «Хищение предметов, имеющих особую ценность» — предусматривает лишение свободы сроком от 6 до 10 лет с конфискацией имущества или без, а если преступление совершено неоднократно или группой, то сроком от 8 до 15 лет с безусловной конфискацией.
Однако при хороших адвокатах даже настоящие бандиты могут получить минимальный срок. Дело в том, что срок зависит от стоимости похищенного. А стоимость эту определяет эксперт. Опытный адвокат, знакомый с тонкостями экспертной оценки, всегда добьется выгодной для своего подзащитного экспертизы. Наиболее безопасно себя могут чувствовать совершившие кражи матери-одиночки и отцы двух детей. Суды относятся к ним снисходительно. Как показывает судебная практика, в большинстве случаев они получают условные сроки.

КАК УБЕРЕЧЬ?

В России кражи художественных ценностей — лишь капля в море расхищения культурного наследия, которое происходит изо дня в день и по существу провоцируется государством. Свести проблему к кражам — значит прикрыть фиговым листком истинное положение дел в сфере охраны памятников культуры.
В отличие от МВД, ведущего только статистику краж, ряд общественных организаций ведет хронику всех утрат — будь то кража или пожар. Конечно, вор может украсть из музея и два десятка картин, но сотни произведений искусства гниют в запасниках и списываются только из-за того, что на их содержание музею не хватает денег. Специальный отдел МВД по мере своих сил и возможностей раскрывает преступления. Но МВД призвано не только искать воров, но и охранять культурные ценности. Между тем оно снимает охрану со многих объектов культуры, тем самым бросая их на произвол судьбы и фактически провоцируя воров. Так, недавно была снята охрана с Российского исторического архива в Петербурге, хотя не далее как полгода назад, из этого самого архива были похищены уникальные указы с автографами Анны Иоанновны, Екатерины II и других русских самодержцев. Свои действия МВД объясняет отсутствием денег на содержание милиционеров. Надо ли говорить, что стоимость почти любого документа в этом архиве превышает стоимость содержания милиционера, этот архив охраняющего.

Статьи по теме

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*