
Мастерс (Masters), ЭДГАР ЛИ (23.VIII.1868, Гарнет, Канзас – 5.III.1950, Мелроз-Парк, Пенсильвания) – поэт, прозаик, драматург, автор ЛИтературных биографий. Поздно начал творческую деятельность. Как и многие поэты своего поколения, Мастере вырос в ИлЛИнойсе и был тесно связан с Чикаго. Сын мелкого стряпчего, он не получил систематического образования. С 1892 г. жил в Чикаго, где в течение восьми лет был партнером выдающегося адвоката и ЛИберального общественного деятеля К. Дэрроу.
Хорошо изучил изнанку жизни большого города, но этот опыт не нашел отражения в первых поэтических книгах Мастерса, заполненных бесцветными подражаниями П. Б. ШелЛИ и Э. По. В историю ЛИтературы он вошел “Антологией Спун-Ривер” (Spoon River Anthology, 1915) – одной из самых своеобразных поэтических книг, созданных в США. Успех книги был огромным, она выдержала множество изданий, успешно конкурируя с самыми популярными романами того времени. Идея, воплощенная в “Антологии Спун-Ривер”, родилась у Мастерса еще в 1906 г., когда им был задуман (но так и не написан) роман о провинциальном городке в ИлЛИнойсе.
Год спустя он прочитал “Избранные эпиграммы из греческой антологии” в переводах Дж. У. Маккейла. Так была найдена форма стихотворений его сборника, представляющих собой эпитафии, в которых житеЛИ городка, покоящиеся на кладбище, рассказывают сами о себе. Чтение У. Уитмена, чьим пропагандистом и биографом он стал впоследствии, убедило Мастерса в том, что для его книги необходим свободный стих. В первом издании “Антология” содержала около 250 эпитафий и вступительное стихотворение “Холм” (The Hill), создающее тональность всей книги. Эпитафии) взаимосвязаны, своими перекЛИчками образуя несколько десятков сюжетных новелл. Они охватывают историю городка, в котором современники узнаваЛИ Льюистаун и Питерсберг, примерно с конца Гражданской войны до начала XX в.
Эта будничная хроника, преломленная в биографиях – трагических и ничтожных – множества людей, содержит многогранную реаЛИстическую картину провинциальной жизни, с ее косностью, ЛИцемерием, суровым мораЛИзаторством и ощущением духовной пустоты и с ее особой поэтичностью, к которой постоянно примешивается тоска по другой, более одухотворенной жизни. Спун-Ривер отчасти напоминает созданный Э.А. Робинсоном Тильбюри-таун и во многом предвосхищает Уайнсбург Ш. Андерсона. Позднее Мастерс пояснял, что его “вселенная”, подобно дантовской, обладает своим адом, чистиЛИщем и раем, чем и объясняется концентрическая композиция книги. Однако первыми же читателями и критиками “Спун-Ривер” был воспринят не как подражание Данте, а как глубокая и смелая в своей откровенности картина провинциального бытия, сопоставимая прежде всего с книгами Т. Драйзера.
Богатство точно и лаконично очерченных характеров, детально воссозданная атмосфера времени, типичность развертывающихся в книге Мастерса социальных и психологических конфЛИктов сбЛИжает “Антологию” с реаЛИстическим романом. Для американской поэзии тех лет появление книги Мастерса знаменовало, наряду с первыми сборниками К. Сэндберга, победу нового направления, стремившегося прибЛИзить поэзию к действительности и опиравшегося на заветы Уитмена. Мастере был одним из первых американских поэтов XX в., всесторонне освоивших творческие возможности свободного стиха. В 1924 г. появился “Новый Спун-Ривер” (The New Spoon River), расширивший хронологические рамки “Антологии” и обогативший галерею ее персонажей. Однако это было последнее достижение Мастерса как поэта. Его многочисленные сборники, опубЛИкованные в промежутке между двумя томами “Спун-Ривера”, содержат образцы традиционной ЛИрической и сатирической поэзии. Позднее поэтическое творчество Мастерса – “Стихи об ИлЛИнойсе” (Illinois Poems, 1941), “Сэнгэмон” (The Sangamon, 1942) и др. – связано с воспоминаниями о детстве и юности и носит вторичный характер. С 1923 г.
Мастерс почти безвыездно жил в Нью-Йорке, писал романы, пьесы, биографические книги, среди которых выделяются жизнеописания В. ЛИндсея (Vachel Lindsay: A Poet in America, 1935), M. Твена (Mark Twain: A Portrait, 1938) и книга воспоминаний “По уЛИцам Спун-Ривера” (Across Spoon River, 1936). Полемизируя с Сэндбергом, который, на его взгляд, в своей многотомной биографии А. ЛИнкольна создал сильно идеаЛИзированный образ президента, Мастерс выпустил книгу “ЛИнкольн как человек” (Lincoln, the Man, 1931), что привело к ссоре между поэтами, в 10-е гг. занимавшими очень бЛИзкие позиции. Умер Мастерс, всеми забытый; возрождение интереса к его творчеству началось ЛИшь в наши дни.
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.