Муром — путешествие в Мордовские леса

murom puteshestvie

Вечер. Ещё днём мы попрощались с Рязанью. На часах уже половина десятого. Автобус проехал Меленки и направляется в старинный русский город Муром, первое упоминание о котором встречается в 862 году. Этот год принято считать датой основания города, каменная летопись которого раскинулась на крутом берегу реки Оки на юге Владимирской.

Впереди наконец-то показались крыши домов. Автобус проезжает мост через реку, шпарит по городу и вскоре останавливается на автобусной станции. Всё, приехали. Из кабины водителя слышатся слова песни: «Что, что мне делать сегодня?..», очень напоминающие положение, в котором мы оказались. Действительно, когда выходишь из автобуса оказываешься в центре современного города. Напротив автостанции — гостиница. Можно, конечно, дойти до неё и провести ночь в нормальной кровати гостиничного номера. Но, во-первых, в августе сделать это сложно, так как обычно все доступные места уже заняты, а, во-вторых, в этом году мы путешествовали дикарями с палатками и естественно хотели бы найти тихое спокойное место, желательно на берегу реки. На часах уже двенадцатый час. «Самое время» поискать место для стоянки, особенно находясь в центре абсолютно незнакомого города.
Когда нам удалось-таки добраться до железнодорожного вокзала, выяснилось, что ближайшая электричка за город часов в семь утра, а последнему городскому автобусу, который мог бы отвезти нас на окраину города, мы только что помахали рукой. Кто же знал, что городской транспорт ходит только до одиннадцати часов вечера.
Поспрашивали местных жителей, и всё оказалось не так уж и драматично. Оказывается всего через 40 минут пешей прогулки можно очутиться около моста через Оку на самой окраине города.
Об этом мосту разговор особый. Вообще-то, он как раз то, что запомнилось ярче всего из Мурома. Но об этом несколько позже. Когда добирались до моста, пришлось идти через городской парк. Там как раз была ночная дискотека, и танцующие очень удивлялись тому, куда могли идти столько человек с рюкзаками в столь поздний час. Один из нас нашёлся что ответить, сказав, что мы идём из Петербурга. В ответ послышались возгласы удивления.
Спустившись к берегу Оки, мы перешли по мосту через реку, на ходу любуясь великолепными видами иллюминации ночного города. Весь город расположен на левом берегу реки, а попав на правый, сразу оказываешся на пустынном побережье. Немного пройдя вдоль по берегу, мы легко нашли место для стоянки. Вид, открывающийся с него на ночной город, был великолепен, но ветер, дующий с реки, к сожалению, был тоже довольно силён. Долго не раздумывая, мы поставили палатки и улеглись спать, не ужиная.
Понтонный мост через Оку На следующий день для того, чтобы добраться до города, нам пришлось снова перебираться по мосту. При дневном свете мы смогли как следует его разглядеть (см. фото). Мост оказался понтонным. Он плавает прямо на воде. Для пешеходов мост бесплатный, а с автовладельцев за переправу снимают деньги. Кроме того, нам удалось прокатиться на этом мосту! Когда мы шли по нему, по Оке плыла баржа. Мы уже почти достигли противоположного берега, как прямо перед нами какой-то мужчина повесил загораживающий стальной трос, сел в моторную лодку и завёл двигатель. Пролёт моста, на котором мы оказались, начал плавно поворачиваться, пока не повернулся на 90 градусов, пропуская баржу. Пока проходила баржа, нам удалось сделать общую фотографию на разведённом пролёте моста. Когда баржа прошла, мост свели таким же способом с помощью моторной лодки, и мы смогли наконец-то добраться до города.
Сразу при въезде в город со стороны реки стоят въездные ворота. На них написано название города и изображён герб. По моим наблюдениям, привычка ставить въездные ворота очень характерна для Владимирской области. Взять хотя бы Суздаль.
Слева от ворот — лестница, по которой можно подняться и полюбоваться сверху видом реки, городского побережья и главным символом Мурома — памятником Илье Муромцу, работы известного скульптора В. Клыкова. Он стоит на месте разрушенного в XX веке Благовещенского собора.
Илья Муромец — самый любимый из всех русских богатырей, являющийся участником 13 народных былин, победивший Соловья-разбойника и Калина-царя. В советское время замалчивалось, что он — реальная личность. Муромец жил во второй половине XII века, а после смерти его гроб был переправлен в Киев, где в Софийском соборе для него был выстроен отдельный придел, а через некоторое время мощи Святого были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печёрской лавры, где хранятся и по сей день. В 1643 году Илья Муромец был канонизирован и его память установлена 19 декабря (1 января).
Памятник Святому Преподобному Илье Муромцу В 1988 году комиссия Минздрава провела экспертизу останков: на левой руке и левой стороне груди имелась сквозная рана, словно одним ударом копья были пробиты рука и сердце. Экспертиза установила, что покойный умер в возрасте 40-55 лет от раны в области сердца в XI или XII веке.
Поднимитесь немного вверх по Окскому съезду, повернув направо и немного прогулявшись, Вы окажитесь около двух монастырей: Свято-Благовещенского мужского и Свято-Троицкого женского, находящихся настолько близко друг к другу, что иногда кажется, либо один монастырь находится на территории другого, либо это вообще один монастырь.
Есть основания полагать, что Благовещенская церковь Свято-Благовещенского монастыря была первым храмом Мурома, построенным около 1097 года князем Константином. Другой источник сообщает, что первым храмом Мурома был тот Благовещенский храм, который стоял над Окой на месте, где теперь стоит памятник Илье Муромцу.
Каменная Благовещенская церковь была построена при Иване Грозном в 1553-56 г.г. После разрушений Смутного времени церковь пришлось разобрать и построить заново в 1664 году.
В 1811-12 г.г. Свято-Благовещенский монастырь был обнесён каменной стеной, осенью здесь укрывались великие русские святыни — Владимирская и Иверская иконы Божией Матери, а в 1919 году монастырь был закрыт. Возрождение его относится к 1991 году, когда были восстановлены храмы.
Свято-Троицкий Новодевичий женский монастырь находится на месте бывшей деревянной церкви Бориса и Глеба — центра существовавшего здесь когда-то Борисоглебского монастыря.
В 1643 году был отстроен в камне главный храм монастыря — Троицкий собор, в 1890-х г.г. на пожертвования Иоанна Кронштадтского была проведена его реставрация.
В 1921 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт, со временем была разрушена колокольня, а Троицкий собор превращён в склад. Лишь в 1991 году с возвращением сюда игумении Тавифы началось постепенное возрождение обители.
Вид на Троицкий женский монастырь с территории Благовещенского мужского Сейчас восстановлены и действуют Свято-Троицкий собор и надвратная Казанская церковь. В монастыре можно за 10 рублей (2001 год) в качестве сувенира купить подорожную грамоту, которую при желании Вам заполнят тут же на память.
Помимо этих двух монастырей Муром известен своим Спасским монастырём — древнейшим на Северо-Востоке Руси. Он существовал уже в 1096 году и был первым очагом христианства в огромном языческом крае. Как считают, основателем монастыря был Святой благоверный князь Глеб Муромский — один из первых русских святых, убитый Святополком Окаянным вместе со своим братом — Святым благоверным князем Борисом. Князь Глеб построил в Муроме, при своём дворе, церковь Спаса Всемилостивого, при которой, вероятно, спустя несколько лет и возник Спасский монастырь. Первоначально он назывался «Спасский, что на бору». Впервые летопись упоминает о монастыре в связи с княжеской междоусобицей 1095-96 г.г., когда в Муроме укрепился изгнанный из Смоленска князь Изяслав, сын Владимира Мономаха. К стенам Мурома подступила дружина его противника, князя Олега Святославича Черниговского. В «лютой сече» князь Изяслав был убит. К чести Олега, надо сказать, что он очень сожалел о гибели Изяслава и горько его оплакивал, что в итоге привело к его примирению с Владимиром Мономахом. Князь Изяслав Владимирович был похоронен в муромском Спасском монастыре, а позже его останки были перенесены в Софийский собор в Новгороде.
В 1552 году в монастырь приехал Иван Грозный — поклониться праху «сродников своих» и помолиться чудотворцам муромским о даровании победы и одоления в Казанском походе. Кстати, в «Казанском взятии» самое активное участие приняли муромские дворяне, составившие отдельный полк, который отличился при взятии Казани.
На средства, пожалованные Грозным Спасскому монастырю после возвращения из похода, в обители был сооружён Спасо-Преображенский собор. Тогда же царь сделал в монастырь богатые вклады, прислав сюда утварь, иконы и книги.
Железнодорожный вокзал Моровая язва 1570 года, опричнина, Смутное время — вся эта цепь катастроф, особенно больно ударивших по Мурому, привела в упадок, как сам город, так и его святыни. Только в 1630-е г.г. в Спасском монастыре возобновилось каменное строительство. В 1687 году были построены двухэтажные настоятельские покои — единственная сохранившаяся до наших дней гражданская постройка Мурома XVII века.
В главном храме монастыря, Спасо-Преображенском соборе, хранились древние иконы Преображения Господня и Святого евангелиста Иоанна Богослова.
Ограда, живописные декоративные башни и надвратная церковь со Святыми воротами построены уже в XIX веке. Во втором ярусе Святых ворот находилась монастырская библиотека, известная своим собранием старинных актов и грамот. В ризнице монастыря хранилась одна из первых печатных книг — Евангелие XVI века, отпечатанное в Вильне в типографии Франциска Скорины.
К сожалению, мы торопились на электричку, уходящую в Арзамас, и не успели добраться ни до Спасского, ни до Воскресенского монастыря, не посмотрели церкви Николы Мокрого, Косьмы и Дамиана и очень мало гуляли по городу. Так что, повод приехать в Муром в будущем ещё раз у нас есть. А пока Вы в нашей фотогалерее любуетесь видами города, которые нам всё-таки удалось запечатлеть, мы отправимся в Нижегородскую область и встретимся с Вами уже в Дивеево.

Статьи по теме

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*