Родина Балтийского флота — Лодейное Поле

reka sviry

В 1703 г. в посёлке кораблестроителей на берегу реки Свирь был спущен на воду первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт»…
С тех пор прошло уже три сотни лет, российский флот претерпел много изменений, одержано много побед, можно смело говорить о глубоких традициях и громких именах великих адмиралов нашего флота.

Но, несмотря на сотни лет истории, городок Лодейное Поле продолжает существовать на том же месте и его берега по-прежнему омывает река Свирь. По ней теперь ходят экскурсионные теплоходы, баржи, и всевозможные катера. В общем, это обычная российская река с системой ГЭС и турбазами на берегу.
Однако история — вещь упрямая, и памятник-стэлла основателю российского флота и города Санкт-Петербурга Петру I, установленная ещё в 1832 году, напоминает об историческом прошлом Лодейного Поля.
Не удивительно, что идея посетить этот город родилась давно в рамках поездок по историческим местам России. Средством передвижения был избран автомобиль одного из нас, машина старенькая, бывалая, но в тоже время способная вместить четверых человек со всеми вещами.
Не хочется утомлять тебя, наш читатель, всеми подробностями поездки на старом автомобиле, но могу сказать одно — лучше всегда страховаться, т.е ехать более чем на одной машине, поскольку вероятность оказаться поздно вечером в 300 км от города Санкт-Петербурга, неподалёку от города Подпорожье, на обочине дороги с недвижимой во всех отношениях машиной может стать реальностью в один миг. Я намекаю на то, что именно это с нами и произошло. Но обо всём по порядку.
Памятник неизвестному солдату Началось всё с 6-и часовой починки подвески, посему вместо восьми часов утра из города мы выехали около четырёх вечера. Оптимизм вообще вещь полезная, особенно если он поддерживает тебя такой долгий срок (это я о водителе нашего автомобиля)…
Дорога до Лодейного Поля заняла около трёх с половиной часов. Сделали лишь небольшую остановку в городке под названием Сясьстрой. Он расположен на реке Сясь, в 7 км к западу от железнодорожной станции Лунгачи и в 140 км к востоку от Санкт-Петербурга.
Основанный в 1926 году в связи со строительством Сясьского ЦБК, городом он стал с 1992 года. Его название происходит из прибалтийско-финского сяакси — «скопа», хищная птица, питающаяся рыбой. Магазин в городе позволил пополнить наши продуктовые запасы на ближайшие два дня, за что мы ему весьма благодарны.
В Лодейное Поле прибыли уже к вечеру. Прогулялись по городу, полюбовались на Свирь, посмотрели на монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны и памятник неизвестному солдату, дошли до единственной в Лодейном Поле церквушки Петра и Павла на улице Карла Маркса. Поскольку служба должна была проходить только на следующий день, а в субботу церковь по какой-то причине не функционировала, удалось лишь запечатлеть её на фотоплёнку снаружи, не заходя внутрь.
Однако город не настолько прост, как может показаться сразу и хочется упомянуть некоторые факты из истории Лодейного Поля.
Именно здесь в 1702 году Пётр I заложил Олонецкую судоверфь, которая производила корабли для создававшегося в те годы Балтийского флота. Суда строили здесь до 1830 года. Всего за 130 лет существования верфи на ней было построено 450 судов. С развитием судостроения в Петербурге верфь в Лодейном Поле закрылась.
До революции Лодейное Поле был уездным городом Олонецкой губернии и, благодаря своему удобному положению на Свири и железной дороге Петербург — Петрозаводск, превратился в торгово-транспортный и лесопромышленный центр Свирского бассейна.
Во время Великой Отечественной войны Лодейное Поле было в течение 1000 дней прифронтовым городом, а восстановленный после войны город вырос в значительный промышленный центр. Сегодня здесь размещается Свирский район гидросооружений Волго-Балтийского водного пути, следящий за состоянием реки Свири.
Стэла Петру Недалеко от того места, где в своё время жил Пётр I при закладке Олонецкой судоверфи, и где стоит соответствующая стэлла — напоминание об этом событии, на проспекте Ленина, установлена схема памятников архитектуры и истории Лодейнопольского района Ленинградской области. Схема старенькая, но вполне информативная, а посему, если будете здесь, непременно воспользуйтесь ей. Мы, например, изучив схему, сразу же окончательно определились с маршрутом.
Список всех прочих монументов Лодейного Поля займёт всего три пункта — это памятник Ленину у вокзала, мемориальный парк «Свирская Победа» на том же проспекте Ленина, но ближе к выезду в сторону Санкт-Петербурга, и монумент, вернее, монументик на Гражданской улице. Первый и третий пункты довольно традиционны практически для любого малого города в России, а вот второй пункт является специфичным именно для Лодейного Поля. К сожалению, по указанным выше причинам, мы не смогли изучить его настолько, чтобы привести здесь его описание хотя бы в общих чертах.
Если потребуется заночевать в Лодейном Поле, особенно с машиной, то сделать это не очень просто. Платные стоянки в городе есть, а вот гостиниц нет. Для палаточных городков без автомобиля подходит правый берег реки Свири — здесь можно в изобилии найти дрова, но не очень просто найти полянку. Если же возникнет желание встать в Лодейном Поле с машиной — придётся аккуратно поездить по Республиканскому Тракту (он же Подпорожское шоссе) и поискать приличные лесные дороги слева, в сторону Свири. Их немного, хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать.
Однако за два предоставленных государством дня надо было посмотреть максимум возможного. К счастью, стальной конь ещё не хромал и мы отправились в Александро-Свирский монастырь, место, которое по праву можно назвать святым. Удивительные пейзажи, обилие источников и малая для подобных мест заселённость создают особую атмосферу для его посещения. Но это уже совсем другой рассказ.

Статьи по теме

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*