Родной край Тимура и его команды -Арзамас

arzamas

Когда-то давно, в далёком детстве, попалась на глаза автору сего труда карта тогда ещё Горьковской области, на которой, помимо уже до боли знакомых названий «Горький», «Дзержинск» и «Ильино», глаза нечаянно наткнулись на слово «Арзамас». Уже тогда было решено всенепременнейше навестить этот город, и как ни отговаривали аборигены нижегородской земли во главе с родной бабушкой, утверждающие, что тут всего лишь деревня, только большая, поездка всё же состоялась. И не одна.

По сути, Арзамас и соседнее село Выездное есть практически один населённый пункт, ибо граница одного является началом другого, сразу за железнодорожным переездом. Даже автобус между ними ходит городской (№5). Но административно — две большие разницы. Арзамас — один из крупнейших районных центров Нижегородской области, уступающий по населению лишь Дзержинску и Кстово, а Выездное — его пригород, образовавшийся значительно позже. Разделены они всего-то узкой полоской земли, по которой протекает речка Тёша и проходит железная дорога из Нижнего Новгорода в Саранск.
Город Арзамас основан в 1578 году. Название его имеет мордовское происхождение. К сожалению, не попался автору носитель мордовского языка, которому был бы известен русский перевод. Скорее всего, это название произошло от собственного имени.
Город начинал своё существование как перевалочный пункт ямщиков на пути из Нижнего Новгорода в Рязань и из Москвы в Казань. Так сложилось исторически. Город и сегодня стоит на пересечении этих двух путей, обозначенных железнодорожными ветками. В более поздние времена, в XVIII веке, это место на берегу реки Тёши стало притягивать к себе русских купцов и промышленников, они оставались и строились здесь.
Большой славы великого и красивого города Арзамас себе не снискал, как и не стал важным оборонительным укреплением на берегу мелкой и заросшей водорослями речки Тёши. И всё-таки есть в этом месте что-то загадочное и магическое. Наверное, именно потому первая нестоличная школа живописи была основана именно здесь, а главным местным героем является её основатель Александр Васильевич Ступин (1776-1861), чей памятник можно видеть около церкви Иконы Божьей Матери «Знамение» на площади Гагарина. Церковь эта, к слову, была расписана его учениками.
В современном Арзамасе по большей части преобладают частные постройки сельского типа. Вот поэтому аборигены и утверждали мне в один голос, что это деревня. Однако у меня сложилось впечатление, что эти люди не ходили дальше вокзала, потому как вдали от него есть и кварталы с высокими домами, а строительство идёт неплохими темпами. Зданий вокзала два, и если идти от любого из них, поначалу действительно создаётся деревенское впечатление, но потом оно быстро исчезает.
Культовые сооружения Соборной площади Дороги на улицах ни к чёрту, но в плане чисто эстетического оформления всё очень недурно. Мне показалось, что декоративное озеленение улиц даже в Москве выполнено на порядок хуже. Памятники тоже все почти в идеальном порядке, но именно «почти»: дорожки просят ремонта, а местные вандалы регулярно похабят постаменты и мемориалы дурацкими надписями. Причём, судя по почерку, цвету краски и однообразному содержанию надписей, орудует одна и та же команда. За ней ответственные лица стараются всё сразу подчищать, но не всегда успевают. Нет-нет, да и проскользнёт какая-нибудь бяка.
Власти заботятся, чтобы народ здесь знал и помнил своих героев, но никак не могут выловить пары своих вандалов, о деятельности которых подробно рассказано в предыдущем абзаце. О стремлении сделать местных героев известными говорит большой мемориальный комплекс на улице Калинина в месте её слияния с улицей Карла Маркса. А о том, что вандалы неуловимы — дурацкая надпись на соседней с ним стеночке. К слову, в первый визит сюда не было обнаружено ни одной вандальской надписи, а вот во второй — аж две.
Из псевдоприродных оазисов есть в городе парк, носящий имя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). Там всё культурно и правильно, кроме одного — не хватает водоёмов. Жителям Арзамаса вообще искупаться практически негде. Главная река — Тёша — чересчур заросла, купаться неприятно. Хотя по её берегам места достаточно живописные, и факт отсутствия дров и места для купания разочаровал.
Аркадий Петрович Гайдар вообще долгое время был советским лицом Арзамаса. Им гордилась вся местная молодёжь. Его Тимур со своей командой был примером для большинства Арзамасских мальчишек… Но то было давно. Сейчас уже не так. Нет Тимуров, вычищающих город от недоумков, которые пишут всякую ерунду кривыми буквами везде, где ещё не занято.
Касаемо культурных достопримечательностей, почти все они видны с Соборной площади, которую местные называют просто «площадь», ибо остальные площади гораздо меньше. А таких соборов, как Арзамасский Воскресенский (постройка 1814-42 г.г., арх. Коринфский), ещё где поискать… Правда, он просит реставрации. Соседние церквушки уже реставрируют, и очень интенсивно, так что смотрятся они уже достаточно симпатично. Роспись Воскресенского собора, как и большинства церквей Арзамаса, производилась учениками уже упомянутой местной школы живописи под руководством того самого Александра Васильевича Ступина. Специалисты отмечают некий особый провинциальный стиль Ступинской школы, который выражается в использовании несколько более мягких оттенков при изображении святых, чем это принято в остальной Руси.
Арзамасский пейзаж Помимо Воскресенского собора на площади были обнаружены ещё два культовых сооружения и один памятник Ленину. Памятуя о манере некоторых скульпторов изображать Ильича с растопыренными под хабарик пальцами, было решено взглянуть и на местного вождя повнимательнее. Вдруг скульпторы и здесь тоже поленились вождю сигарету в руку вставить? Но скульпторы оказались мудрее — Ленин держал руки в карманах. Так что было тяжело сказать, заныкан в гипсовом пиджаке хабарик, или нет.
Два другие культовые сооружения на площади — церкви Серафима Саровского и Николая Чудотворца. Последняя есть всё, что осталось от находившегося здесь когда-то Никольского мужского монастыря. Теперь на его месте торговые ряды.
Ниже приведён список всех храмов Арзамаса с их текущим состоянием. К сожалению, не везде получилось определить названия, за что автор просит прощения у читателей.
Собор на улице Ленина потихоньку восстанавливают, сейчас он в лесах, но верхушка уже восстановлена, поэтому издалека кажется, что уже всё в порядке и можно заходить внутрь. Похоже, это католический храм. Здесь же ещё одна старая церковь. Она тоже вся в лесах. Далее расположена церковь на холме. Издалека она смотрится симпатичнее, чем вблизи. Сейчас не действует, и не восстанавливается.
В здании бывшей церкви на улице Космонавтов обнаружился художественный музей. Здание церкви симпатичное, но сфотографировать его не вышло — слишком близко. Далее на углу той же улицы Космонавтов и Владимирского проспекта восстанавливают храм Святого Апостола Андрея Первозванного 1793 года постройки. Следующий за ним храм — Благовещения Пресвятой Богородицы, стоит прямо в конце улицы Коммунистов, восстанавливается. По-соседству, на Красной улице, есть ещё один храм, который не восстанавливается и превращён в склад.
За Соборной площадью, на улице 1 Мая, есть маленькая церковь Иконы Казанской Божьей Матери 1791 года постройки. Она восстановлена и действует.
На Советской улице есть ещё две церкви. Одна из них не подписана, вторая — в честь иконы Божьей Матери «Знамение» (на площади Гагарина) — восстановлена. Около неё есть сквер с памятником Ступину, в котором можно спокойно посидеть и перекусить чего-нибудь, ибо скамейки есть в изобилии. Вот только спина Александра Васильевича изуродована вандалами, написавшими там слово из трёх букв. Причём буква «ха» последняя.
На этом список культовых сооружений в черте города заканчивается. Основная часть построена в XVIII веке, потому имеет все характерные черты классических архитектурных направлений того времени. Тем не менее, каждый храм Арзамаса уникален и не похож на соседний, даже храмы, принадлежащие одной религии. Поэтому среди всей этой красоты можно ходить с большим удовольствием, но без широкоугольного объектива фотоохотнику в лабиринтах узких улочек делать нечего. Ведь все архитектурные шедевры расположены именно среди домов сельского типа разной степени запущенности, а в новых районах с многоэтажными постройками можно просто пройтись по магазинам, ибо никаких подобных достопримечательностей там нет. Но просто пройтись тоже приятно, дабы деревенское ощущение пропало раз и окончательно.
Собор в селе Выездное От Соборной площади до соседнего села Выездное идти пешком оказалось всего 20 минут, мимо гостиного ряда с массой лавок и длинного забора в промышленной зоне. Далее перед путником предстаёт полоска земли между Тёшей и железной дорогой, поросшая репейником, а за ней — храм XVIII века, чем-то похожий с одной стороны на Воскресенский собор. Названия на входе никто не потрудился написать, но то, что это памятник архитектуры — обозначено совершенно чётко, и нерадивым вандалам достанется от государства за порчу этого имущества. Храм огорожен забором, на входе висит расписание богослужений и занятий в воскресной школе. Напротив входа — два магазина, но продают в них отнюдь не церковную утварь, а всякие разные съестные припасы. Ценник чуть повыше, чем в Арзамасе, но если прибавить 14 рублей за проезд в пятом автобусе (7 рублей туда и 7 рублей назад), то получается, что буханку хлеба дешевле купить здесь. Так не считают лишь местные пенсионерки, которые катаются на автобусах бесплатно.
Вторым объектом, достойным внимания в Выездном, является кладбищенская церковь имени преподобного Сергия Радонежского. Она расположена на другом конце села, в аккурат на той дороге, что идёт в Дивеево. Но улица называется Советская, и упирается прямо в неё. Вообще было подмечено, что обе главные улицы села (вторая носит имя Ленина) упираются в храмы. Символично. Также много смеха вызвала надпись «Пасхальная распродажа!» на лавке, торгующей … автозапчастями.
В общем, чтобы пройти к церкви, пришлось податься немного вглубь села и уйти на первый двухполосный асфальт влево, на Советскую улицу. По нему пешком ещё минут 20 и взору предстаёт аккуратно окрашенное зелёное каменное сооружение, на котором тоже не написано, что это, его название стало известно из Дивеевского справочника. Церковь ухожена и отреставрирована, но вокруг очень жестоко огорожена. Причём обнесена забором не только сама церковь, но и расположенная рядом самодельная колокольня. С этой территории не попасть никуда, да и сфотографировать проблематично, ведь вокруг всё заросло кустами. Около церкви постоянно заседает пара нетрезвых попрошаек, но если обойти её полем, то на поляне можно неплохо посидеть и перекусить, любуясь панорамой окраин Арзамаса. Отсюда видны купола всех его церквей.
Возвращаясь обратно, не стоит обходить церковь Сергия Радонежского со стороны железки. Там можно влипнуть в гигантскую помойку, чего автор по собственной расторопности избежал, хотя впечатление было несколько подпорчено: храм — и тут же свалка, явно нелицензионная.
В общем и целом, ожидаемое увиделось. Было что узнать нового и на что посмотреть, а по городу я гулял с большим удовольствием, жаль только, что фотографировать в таких стеснённых условиях было тяжело: влезали лишь части зданий, а хотелось запечатлеть и прилегающую территорию, хотелось снять даже здание городской администрации на той же Советской улице в Арзамасе, а не вышло. Да и бог с ними, с фотографиями, они всё равно не передают всей картины, а лишь создают общее впечатление, которое было в общем-то положительным, несмотря на попрошаек и помойку возле церкви Сергия Радонежского.
Однако, не все, наверное, являются такими маньяками, как автор этого труда, и пешком такие расстояния ходить не будут, поэтому расскажу и о местном транспорте, благо он почти постоянен. Городской и пригородный — исключительно автобусы местного автопарка, все некоммерческие. Городских маршрутов семь, остальные — пригородные. Проезд стоил 7 рублей. Состояние машин плохое, ведь все они далеко не новые. Ни одной младше 1990 года выпуска, по словам местных, по городу не ездит. Машины в основном ЛиАЗы 677, есть два икаруса, семь ЛАЗов и чёртова уйма ПАЗиков. Недавно были списаны несколько исторических автобусов неизвестной марки. Такие автобусы фигурировали на картине Пименова «Новая Москва». Очень старые автобусы, ездили по 2-му и 7-му маршрутам. До всех же главных культурных достопримечательностей от вокзала ходит автобус №1, до храма в Выездном — автобус №5, а вот до церкви Сергия Радонежского городской транспорт не ходит, искать придётся пригородный.
Церковь Святого Преподобного Сергия Радонежского в селе Выездное Железнодорожных вокзалов в городе два. Исторически первым был Арзамас-I (на Ужовском направлении). Но сейчас он несёт нагрузку, в основном, на поезда дальнего следования. Пригородные ходят только на Ужовку, и то все они отправляются от вокзала Арзамас-II (на Сергачёвском направлении). Второй вокзал более мощный и более удобный. К тому же совмещён с междугородней автостанцией. Есть, кстати и пригородная автостанция, она недалеко от Соборной площади. Надо довольно недолго ходить дворами на спуск, чтобы на неё наткнуться. Все районные автобусы идут оттуда. Может, там и будет кто-то, кто подвезёт до церкви Сергия Радонежского, если уж кому-то приспичит добираться до неё на резиновых колёсах.
Почти вся железная дорога в Нижегородской области электрифицирована, так что тепловозная тяга постепенно уходит, а на пригородных рейсах я уже не встречаю традиционных дизелей, ездивших в Арзамас в начале 90-х г.г. XX-го века. Теперь там везде электрички. Из Арзамаса на них без пересадок можно попасть в Муром, Сергач, Ужовку и Нижний Новгород (либо на вокзал Горький-Московский, либо на платформу Проспект Гагарина). Электрички в Нижний Новгород по будням ходят трижды в день, а вот автобусы чаще, потому и ездят зелёные рельсовые ленточки пустыми.
Засим всё. Надеюсь, после прочтения сего труда многие захотят сюда приехать, для того, чтобы воочию убедиться в неповторимой красоте этих наполовину ухоженных мест.

Статьи по теме

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*