В музыке ХХ века появилось много нового

bitls

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

АНДРЕЙ ПЕТРОВ

Музыка, в отличие от изобразительного искусства, мало приспособлена к авангардным поискам. Музыка — это искусство, прежде всего связанное с красотой и возвышенными чувствами. Поэтому даже самые истые музыкальные авангардисты никогда не отвергали всего предшествующего опыта. Но, безусловно, в музыке ХХ века появилось очень много совсем нового.

petrov muzykaАндрей Павлович Петров — композитор, народный артист СССР, лауреат госпремий СССР и РФ, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор многочисленных опер, балетов, симфонических произведений. Автор музыки ко многим популярным фильмам: «Я шагаю по Москве», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Обработка «Патриотической песни» М. И. Глинки, которую он сделал в 1990 году, стала Государственным гимном России.р

Авангардисты

Больше чем на полвека музыкальный мир превратился в экспериментальную лабораторию, в которой велись поиски новых средств выражения, новых приемов звукоизвлечения, нетрадиционных инструментов, необычных составов. Цель — добиться новых звуковых эффектов. В начале века было очень расширено наше представление о гармонии и ритме. Начали рождаться различные системы, в принципе отрицавшие законы классической гармонии, классической полифонии, которую исповедовали все композиторы XVIII-XIX веков. Это додекафония Шенберга, алеоторика — система с элементами неточности в записи музыки, с элементами импровизации, сонорные системы, где самое главное — достичь необычности звучания. Традиционные понятия размера, гармонии при этом отходили на второй план. Впоследствии это передалось по наследству появившейся электронной музыке. Я с интересом наблюдал за этими экспериментами. Никогда не отрицал ничего полностью. Но я не воспринимал музыкальный авангард, если это не было остроумно.

Радио и телевидение

Необычность музыки ХХ века — в смешении понятий «элитарная» и «народная». В XIX веке, когда не было телевидения, радио и грамзаписи, существовала «большая» музыка, также как и «большая» литература. Но ее слушала одна десятая процента людей! Высшее сословие. У остальных был фольклор, и существовали они параллельно. В ХХ веке появление телевидения и радио предложило эту элитарную доселе музыку многим. В некоторых странах это было даже государственной политикой. Как и в СССР до перестройки. По радио транслировались оперы целиком, симфонические концерты. «Концерт популярной музыки», «Концерт по вашим заявкам»… Чаще всего передавали увертюру к опере «Кармен», 2-ю рапсодию Листа. Очень многие сейчас вспоминают это с ностальгической грустью.

Музейные экспонаты

Никакое явление не может существовать вечно. Оно имеет свое начало, кульминацию и завершение. ХХ век показал, что очень многие жанры, родившиеся в прежние века и достигшие наивысшей точки развития, заканчивают свое существование. Например, оперетта. Это уже почти музейный жанр. Мюзикл в какой-то степени ее преемник. Там есть джазовые, эстрадные и оперные приемы. Нечто аналогичное происходит и с оперой. Если посмотреть американские журналы, где каждый месяц печатается рейтинг исполняемости опер, то первые места всегда — Верди, Пуччини, Моцарт, Бизе. Конечно, в ХХ веке появились прекрасные оперы Прокофьева, Бриттена, Гершвина, но это уже не то. Мне очень близка «Война и мир» Прокофьева. Но при всем моем восхищении новизной тем и глубиной образов, надо признать, что они не сравнятся по популярности со старыми. Да и то все это было написано в первой половине ХХ века. А во второй… Конечно, звучат оперы во время фестивалей — они вызывают интерес, больше связанный с любопытством, но я не припомню, чтобы какая-нибудь из них вошла в повседневный репертуар крупнейших театров. Они больше интересны как спектакли. Их не будешь слушать дома на компакт-диске, закрыв глаза, как «Кармен» или «Евгения Онегина». А Пуччини и Верди будут ставить и в ХХI веке. Многие директора театров, «Ла Скала», например, считают, что опера — это как музей, там нельзя экспериментировать. Все должно быть красиво, старомодно, на высоком уровне. Как органная музыка. Пишется она и сейчас, устраиваются фестивали современной органной музыки. Но все равно так много великого было написано Бахом и до него, что затмить это невозможно. Так что опера становится либо слишком элитарным искусством, либо, если она хочет быть понятной, доступной и любимой, она делает шаги в сторону мюзикла. Например, «Порги и Бесс»: кто-то считает это серьезным мюзиклом, кто-то — легкой оперой.

 

goroviz muz

Владимир Горовиц.

То же самое происходит и с симфонической музыкой, но в меньшей степени, так как в ней больше свободы. У нее есть потенциал, потому что она более способна изменяться и приспосабливаться. Как велись дискуссии на тему «умирает ли роман», так сейчас обсуждается симфония. После больших четырех-пятичастных симфоний Шостаковича, Шнитке, Лютославского, которые длились 40-50 минут, начали появляться симфонии в два раза короче.

Джазмены и прочие рокеры

В ХХ веке невероятно расширилась жанровая палитра. Сложно точно объяснить появление новых жанров. Думаю, многие из них уже существовали в каких-то видах. Джаз — это народная музыка изначально. Эстрада — это продолжение музыки варьете: красивые аранжировки, костюмы, красивая подача. Рок, наоборот, протестует против этого. Он предполагает небрежность в одежде, простой инструментарий.
В джазе классиками для меня являются Армстронг, Эллингтон… К счастью, я застал концерт Эллингтона, когда он приезжал к нам со своим оркестром. Он покорил меня не столько музыкой, сколько атмосферой, которую она создает.
В области современного рока меня просвещают мои внуки. Есть много интересного. Из наших номером первым мне кажется Юрий Шевчук. Замечательные стихи, музыка очень интересная стилистически. Очень органичное, естественное, даже строгое пение. Но для меня классика — это «Битлз». Это чистое искусство, в их наивности есть невероятное обаяние. Бернстайн о песне Yesterday сказал: «Это Шуман ХХ века». Когда музыка приподнимается над обыденностью, она приближается к классической камерной музыке. Многие их быстрые, «пионерские» песни мог написать кто угодно, а вот эту песню — никто. Для меня лакмусовой бумажкой таланта рок-музыканта является его медленная песня. Помню, был я на концерте Элтона Джона, к которому относился довольно спокойно. Это было в первый, кажется, его приезд в Россию, лет 15 назад. Он тогда был моложе, скакал по роялю. И вдруг он спел такую пронзительную, такую красивую медленную песню…

 

pavorottiЛучано Паваротти.

Кстати, еще один потрясший меня концерт — гастроли Караяна с Берлинским оркестром, когда они приезжали к нам. Это была совершенно другая техника! Гораздо меньше мелких движений дирижера, все его жесты выстраивались в цельные музыкальные фразы. Он лепил музыку на наших глазах, как некий монумент… Мне трудно объяснить.
Классика и новые направления делали шаги навстречу друг другу. Симфонические сочинения Бернстайна или Гершвина писались для традиционных оркестров, филармонических залов, а джазовые ритмы позволяли слушателям услышать что-то знакомое. Меня всегда интересовали эти соединения: «Американец в Париже», рапсодия в стиле блюз: берутся формы симфонической музыки, и туда добавляется современная стилистика. К джазу обращались Стравинский, Шостакович. А рок на пике славы, наоборот, — к темам серьезной музыки: рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», «Гамлет», «Орфей и Эвридика», «‘Юнона’ и ‘Авось'».
Одним словом, жанровая палитра ХХ века — от авангарда, пишущегося для фестивалей, до традиционной музыки. Например, Валерий Гаврилин, недавно умерший. Собирает огромные залы, хотя произведения предельно просты.

Вернувшиеся к истокам

В последнюю четверть века вспомнились знаменитые слова Пикассо: «Меня не интересуют поиски, меня интересуют находки». Наступило время осмысления. Последние десятилетия века показали, что, собственно, остается и входит в повседневную концертную практику. И выяснилось, что наиболее жизнестойкими оказываются произведения, где гармонично прослушиваются традиции классической музыки. В число наиболее исполняемых композиторов входят Прокофьев, Стравинский, Барток, Шостакович, Бриттен. А если взять Стравинского, то выясняется, что наиболее часто (причем чаще во много раз) исполняются не его экспериментальные сочинения послевоенного периода, а ранние вещи — «Жар-Птица», «Петрушка», «Весна священная». Это был русский импрессионизм, что-то от Мусоргского, Римского-Корсакова. Шнитке тоже проделал путь от довольно жестких произведений в раннем периоде до последних сочинений — «Реквием», Концерт для альта, «История доктора Иоганна Фауста». С одной стороны, в них ощущаются итоги века — прослушиваются и эстрада, и другие новые виды музыки, с другой стороны, в них видны островки красоты и поэзии. Именно эти сочинения и стали чаще всего исполняться. Одним словом, конец века — время возвращения к классическим течениям, которые мы уже проходили, но в обновленном виде.

Те же и Советский Союз

Во всех странах шла нормальная музыкальная жизнь: симфоническая, оперная, народная, эстрадная… Ситуация в нашей стране особая. Может, из-за того, что разница уровня между Петербургом, Москвой и глубинкой чересчур велика. Может, потому, что чуть ли не половина населения побывала в лагерях. Может, из-за того, что постоянно что-то запрещалось. Сначала запрещали романс и цыганскую музыку. Дескать, разбитая любовь — это не про советских людей. Потом джаз, бардов. И когда все шлюзы открылись, хлынуло абсолютно все. Постоянная «попса» с телеэкранов, блатные песни из ларьков — ведь все это востребовано! У нас развивались совершенно специфические жанры: хоровая церковная музыка, романс, блатные песни, барды. Что касается такого жанра, как «киномузыка», то советское кино здесь тоже стоит особняком, потому что только в нашей стране музыку для кино писали лучшие композиторы: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Свиридов. В Голливуде по большей части существуют специальные кинокомпозиторы, которые только этим и занимаются. У нас масса примеров, когда музыка перешагивала за экран. «Иван Грозный», «Александр Невский» Прокофьева, знаменитый романс из «Овода», сюита из «Гамлета» Шостаковича, вальс Хачатуряна — все это исполняется в концертных залах. Я уже не говорю о музыкальных комедиях! Дунаевский, Рыбников, Гладков… Я много работал с очень талантливыми режиссерами. Но недавно впервые встретился с гениальным — Алексеем Германом. Моя роль в фильме «Хрусталев, машину!» была более чем скромной, но общение с этим режиссером и конечный результат — великий фильм. Это было потрясением.

merkuri kuin

Фредди Меркьюри

Величайшие музыкальные произведения этого века были созданы в основном в первой его половине. Шостакович, Стравинский, Шенберг. Таких сейчас нет. Последний, кем можно было восхищаться, это Шнитке. Думаю, с этим мы и придем в ХХI век. С классикой предыдущих веков и новыми произведениями, ставшими ею к концу ХХ века.

Беседовала ЮЛИЯ ПЕШКОВА

Музыка, без которой мы не стали бы такими, какими мы стали

Россия
Федор Шаляпин (1873-1938)
Сергей Рахманинов (1873-1943)
Игорь Стравинский (1882-1971)
Александр Вертинский (1889-1957)
Сергей Прокофьев (1891-1953)
Леонид Утесов (1895-1982)
Исаак Дунаевский (1900-1955)
Сергей Лемешев (1902-1977)
Евгений Мравинский (1903-1988)
Владимир Горовиц (1904-1989)
Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Давид Ойстрах (1908-1974)
Марк Бернес (1911-1969)
Святослав Рихтер (1915-1997)
Георгий Свиридов (1915-1998)
Булат Окуджава (1924-1997)
Леонид Коган (1924-1982)
Мстислав Ростропович (р. 1927)
Эдисон Денисов (1929-1996)
Альфред Шнитке (р. 1934)
Юрий Визбор (1934-1984)
Владимир Высоцкий (1938-1980)
Елена Образцова (р. 1939)
Юрий Шевчук (р. 1957)
Андрей Макаревич (р. 1954)
Борис Гребенщиков (р. 1953)
Виктор Цой (1962-1990)
«Наутилус Помпилиус» (1983)

И весь остальной мир
Энрико Карузо (1873-1921)
Арнольд Шенберг (1874-1951)
Джордж Гершвин (1898-1937)
Дюк Эллингтон (1899-1974)
Луи Армстронг (1901-1971)
Герберт Караян (1908-1989)
Нино Рота (1911-1979)
Эдит Пиаф (1915-1963)
Элла Фицджеральд (1918-1996)
Мария Каллас (1923-1977)
Дэвис Майлз Дейвис (1926-1991)
Монтсеррат Кабалье (р. 1933)
Лучано Паваротти (р. 1935)
Элвис Пресли (1935-1977)
Пласидо Доминго (р. 1941)
Боб Дилан (р. 1941)
Джесси Норман (р. 1945)
Хосе Каррерас (р. 1946)
Эндрю Ллойд Уэббер (р. 1948)
Мадонна (р. 1958)
Майкл Джексон (р. 1958)
The Beatles (1956)
Rolling Stones (1960)
Pink Floyd (1959/1960)
Led Zeppelin (1968)
Queen (1971)
ABBA (1972)

Статьи по теме

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*