Биография и анализ творчества Петра Ильича Чайковского (1840-1893)

ЧАЙКОВСКИЙ, Пётр Ильич [25 апр. (7 мая) 1840 — 25 окт. (6 ноября) 1893] — великий русский композитор. Родился в селении при Камско-Воткинском металлообрабатывающем заводе Вятской губернии (ныне г. Воткинск). Отец его, горный инженер, был начальником завода.


Чайковский с детства обучался игре на фортепиано. По окончании Училища правоведения в Петербурге (1859) служил в министерстве юстиции. К этому времени относятся первые опыты сочинения музыки. В 1861 Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), преобразованные в 1862 в Петербургскую консерваторию; занимался под руководством Н. И. Зарембы (гармония, контрапункт) и А. Г. Рубинштейна (инструментовка, сочинение).

За годы обучения в консерватории Чайковский написал несколько симфония, произведений, из которых наиболее значительным является увертюра «Гроза» по пьесе А. Н. Островского (1864). В декабре 1865 окончил консерваторию с отличием, представив в качестве выпускной работы кантату на текст оды Ф. Шиллера «К радости». В начале 1866 Чайковский был приглашён преподавателем теории музыки в Музыкальных классах Московского отделения РМО, преобразованных осенью того же года в Московскую консерваторию. Сближение с А. И. Островским, П. М. Садовским, Н. Г. Рубинштейном и другими деятелями русской культуры сыграло благотворную роль в его идейно-художественном раз витии.

В 1866 Чайковский написал 1-ю симфонию «Зимние грёзы», в 1867 — 68 — оперу «Воевода» по пьесе А. Н. Островского «Сон на Волге» (либретто Островского и Чайковский, пост. 30 янв. 1869 в Большом театре в Москве). Композитор остался недоволен оперой и после нескольких представлений уничтожил её партитуру (была восстановлена в советские годы на основании сохранившихся оркестровых и вокальных партий и поставлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1949). В 1868 Чайковский написал симфония, поэму «Фатум», в 1869 — оперу «Ундина» (либретто В. А. Соллогуба по Ламотт Фуке — В. А. Жуковскому, не была поставлена, уничтожена автором в 1873). К этим же годам относится создание ряда фортепианных пьес, романсов, обработки народных песен для фортепиано «50 русских народных песен в четыре руки», изд. 1869, и др.

В 1868 Чайковский сближается с группой молодых петербургских композиторов, входивших в балакиревский кружок (см. « Могучая кучка»), У него устанавливаются с ними личные и творческие связи, несмотря, на наличие некоторых принципиальных эстетических разногласий. Одним из результатов этого сближения был усиливающийся интерес Чайковский к программной симфонической музыке. По совету М. А. Балакирева Чайковским была написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» на сюжет В. Шекспира (1869, 2-я ред. 1870, 3-я ред. 1880). Творчество Чайковското 70-х гг. характеризуется огромной широтой и напряжённостью исканий. Его привлекает и историческое прошлое России, и русский народный быт, и психологическая проблематика трагедийного плана. Это многообразие творческих исканий отражается в таких произведениях, как оперы «Опричник» (на либретто самого композитора по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова, 1870 — 72, пост. 12 апр. 1874 в Мариинском театре в Петербурге), «Кузнец Вакула» (на либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 1874, пост. 24 ноября 1876 в Мариинском театре; переработана в 1885 подназвавием -«Черевички»), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), балет «Лебединое озеро» (на либретто В. П. Бегичева и В. Ф. Гельцера, 1875 — 1876, пост. 20 февр. 1877 в Большом театре в Москве), 2-я симфония (1872, 2-я ред. 1879), 3-я симфония (1875), симфонической фантазии «Буря» по Шекспиру (1873) и «Франческа да Римини» по Данте (1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1874 — 75), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), три струнных квартета (1871, 1874 и 1876) и др.

Исключительную по своей интенсивности творческую деятельность Чайковский совмещал с большой педагогической работой в качестве профессора Московской консерватории и с активным участием в музыкально-общественной жизни Москвы. На основе личного педагогического опыта им был написан учебник гармонии (1871). В 1868 Чайковский впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871 он сотрудничал в газете «Современная летопись», а в 1872 — 76 — в «Русских ведомостях». Пережив в 1877 тяжёлый душевный кризис, Чайковский отказывается от профессуры в консерватории, откуда окончательно уходит осенью 1878. Он живёт преимущественно в деревне или за границей (гл. обр. в Швейцарии и Италии). Важным этапом на его творческом пути явилось создание 4-й симфонии (1877) и оперы «Евгений Онегин» (на либретто композитора, при участии К. С. Шиловского, по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина, 1877 — 78, пост. 17 марта 1879, ученический спектакль Московской консерватории в Малом театре; труппой московского Большого театра исполнена 11 янв. 1881). Вслед за тем были написаны: оперы «Орлеанская дева» (на либретто композитора, по Ф. Шиллеру с заимствованиями из других источников, 1878 — 79, пост. 13 февр. 1881 в Мариинском театре), «Мазепа» (на либретто В. П. Буренина, в переработке Чайковского, по поэме А. С. Пушкина «Полтава», 1881 — 83, пост. 3 февр. 1884 в Большом театре в Москве), кантата «Москва» (1883), 3 оркестровые сюиты (1878 — 79, 1883 и 1884), Серенада для струнного оркестра (1880), «Итальянское каприччио» (1880), Торжественная увертюра «1812» (1880), Концерт для скрипки с оркестром (1878), 2-й фортепианный концерт (1879 — 80), трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого художника» (1881 — 1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др.

С середины 80-х гг. Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 он был избран директором Московского отделения РМО. Его авторитет и популярность в это время достигают исключительных масштабов как в России, так и за рубежом. Чайковский избирает с 1885 постоянным местом жительства окрестности города Клина (Майданово, Фроловское), а в 1892 арендует небольшой двухэтажный дом в самом Клину. В последние годы жизни Чайковский отдавал много сил дирижёрским выступлениям. 19 янв. 1887 он дирижировал своей оперой «Черевички» на премьере в московском Большом театре. Как концертный дирижёр Чайковский е успехом выступал в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Тифлисе. В 1887 — 88 и 1889 состоялись две большие концертные поездки Чайковский по Зап. Европе (Германия, Чехия, Франция, Англия). Весной 1891 он ездил в США, где дирижировал в нескольких симфонических концертах. Зарубежные выступления Чайковский сыграли крупную роль в утверждении мирового значения русской музыки. Высокая оценка творческих достижений Чайковский за рубежом выразилась в избрании его членом-корреспондентом Академии изящных искусств, входящей в состав Французского института (1892), и присуждении ему почётной степени доктора Кембриджского ун-та (1893).

Ко 2-й половине 80-х и началу 90-х гг. относится создание ряда величайших произведений Чайковский в различных областях творчества. Чайковский были написаны: оперы «Чародейка» (на либретто И. В. Шпажинского, но его же драме, 1885 — 87, пост. 20 окт. 1887 в Мариинском театре), «Пиковая дама» (на либретто М. И. Чайковского по повести А. С. Пушкина, 1890, пост. 7 дек. 1890 в Мариинском театре), «Иоланта» (на либретто М. И. Чайковского, по драме Г. Герца «Дочь короля Рене», 1891, пост. 6 дек. 1892 в Мариинском театре), балеты «Спящая красавица» (на либретто М. И. Петипа и И. А. Всеволожского по сказке Ш. Перро, 1888 — 89, пост. 3 янв. 1890 в Мариинском театре), «Щелкунчик» (на либретто М. И. Петипа по сказке Э. Т. А. Гофмана в переделке А. Дюма, 1891 — 92, пост. 6 дек. 1892 в Мариинском театре в одном спектакле с «Иолантой»), 5-я симфония (1888), 6-я («Патетическая») симфония (1893), программная симфония «Манфред» по Дж. Байрону (1885), увертюра-фантазия «Гамлет» по Шекспиру (1888; в’ переработанном виде вошла в состав музыки, написанной Чайковским для постановки трагедии Шекспира в Михайловском театре в Петербурге, 1891), симфоническая баллада «Воевода» по стихотворению А. Мицкевича в переводе А. С. Пушкина (1890 — 91), оркестровая сюита «Моцартиана» (1887), 3-й концерт для фортепиано с оркестром (1893), секстет «Воспоминание о Флоренции» для смычко вых инструментов (1887—90, 2-н род. 1891—92), несколько серий фортепианных пьес и романсов и др. 16 окт. 1893 в Петербурге под управлением автора впервые была исполнена 6-я симфония. Через несколько дней Чайковский тяжело заболел и вскоре умер. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Чайковский с огромной выразительной силой и правдивостью отражал в музыке глубокие жизненные конфликты, переживания людей, картины народной жизни и быта. Широкий и разнохарактерный круг образов, необычайно сильных и впечатляющих, воплощён им в произведениях различных родов и видов. Им написано 10 опер (включая 2, уничтоженные автором), 3 балета, музыка к 2 драматическим спектаклям, 6 симфоний, программная симфония «Манфред» и около 20 других оркестровых сочинений, 4 концерта и другие произведения для сольных инструментов с оркестром, 3 кантаты, 3 квартета, трио и секстет, более 100 фортепианных пьес, столько же романсов, ряд песен и дуэтов, сольных пьес для скрипки и для виолончели, хоров. Художник-патриот, горячо и страстно любивший свою страну и свой народ, Чайковский был тесно связан с передовой русской культурой 19 в. и воплотил её лучшие, наиболее прогрессивные стороны.

«Мне кажется, — писал он театральному деятелю В. 11. Погожеву 6 янв. 1891, — что я действительно одарен свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек»

(Ч а й к о в с к и й, Воспоминания и письма, 1924, стр. 78).

Как и его современники — композиторы «Могучей кучки», Чайковский творчески развивал традиции М. И. Глинки, используя богатейший опыт отечественного и мирового музыкального искусства для решения новых, самостоятельных художественных задач, выдвигавшихся современной ему жизнью.  Непосредственной почвой, на которой выросли и сформировались реалистические творческие принципы Чайковского было демократическое общественное движение 60-х гг. 19 в. В своём творчество Чайковский отразил тот общий подъём русской художественной культуры, рост и укрепление её па родно-реалистических начал, которые были вызваны пробуждением общественной инициативы широких демократических слоёв и вовлечением их в активную борьбу против крепостничества и различных его пережитков. Основная, ведущая тема творчества Чайковский — это борьба человеческой личности за свободу, независимость чувства и право на счастье.

Столкновение сильного и страстного порыва к счастью с жестокой и враждебной действительностью является источником острого, напряжённого конфликта, нередко получающего в произведениях Чайковский трагический исход. При этом музыка его проникнута бурным протестующим пафосом и полна активного жизнеутверждения. Глубокий и проницательный музыкант-психолог, Чайковский раскрывал внутренний мир человека в различных его проявлениях — от мягкой лирической задушевности до мощного и захватывающего трагизма. Светлое, жизнеутверждающее начало воплощалось им часто в картинах широкого праздничного торжества и веселья или в идеально прекрасных поэтических образах, выражающих романтическую мечту о радости, о полной, цельной и гармоничной жизни. Огромная, неотразимая сила воздействия музыки Чайковского заключена прежде всего в её необычайном мелодическом богатстве, глубокой выразительности, чуткости и жизненности интонаций. Тесная связь с интонационным строем русской народной песни и городского демократического романса определила её широкую доходчивость, способность легко и быстро овладевать массами.

Почерпнутые из жизни бытующие интонации Чайковский умел поднять на высоту большого эстетического обобщения и придать им новое, углублённое выразительное значение и смысл. Им были созданы исключительные по своей яркости, глубине Автограф П. И. Чайковского (тема из оперы «Евгений Онегин»). и силе выражения мелодия, образы, которые живут в сознании многих миллионов людей наряду с величайшими бессмертными образами мирового искусства и литературы. Для Чайковското характерно стремление к раскрытию любого музыкального образа в динамике, непрерывном внутреннем росте и обогащении. Этим, в частности, определяется его значение как величайшего мастера симфония, музыки. Творчество Чайковското представляет собой важнейший этап в развитии мирового симфонии, искусства послебетховенекого периода. Среди различных жанров симфонии, музыки главное место в творчестве Чайковский принадлежит симфонии. Глубина идейного замысла и богатство переживаний соединяются в симфониях Чайковский с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка. Развивая традиции симфонии, творчества Глинки, Чайковский насыщал свои симфонии элементами народной песенности, вводил в них интонации и ритмы бытовой танцевальной музыки.

Народно-жанровые элементы получают широкое развитие в ранних симфониях Чайковский: 1-й — «Зимние грёзы», содержащей проникновенные лириЧайковский образы родной русской природы и быта, и 2-й — с блестящим праздничным финалом на тему украинской народной песни «Журавель». Иной круг жанров свойствен 3-й симфонии, включающей характерные типы марша, вальса, полонеза, лирического романса. В 4-й симфонии жанровые народные образы подчиняются развитию целостного программно-драматургического замысла. Праздничный финал на тему народной песни «Во поле березенька стояла», противостоящий смятенно-трагической первой части, утверждает мысль о том, что только в общении с народом может быть найден путь к преодолению тяжёлых личных сомнений, мук одиночества и к настоящей большой радости. Сходная идея лежит в основе 5-й симфонии. Но она получает здесь новое и своеобразное воплощение. Музыкальным образам этой симфонии свойственны большая психологическая углублённость и сосредоточенность. Чайковский достигает в ней прочного единства циклической формы посредством проведения через все части одной музыкальной темы, носящей вначале суровый и мрачный облик, а в финале приобретающей характер пышного торжественного марша.

Трагедийная линия симфонизма Чайковский достигает своей кульминации в 6-й («Патетической») симфонии, к-рая отличается предельной эмоциональной насыщенностью, остротой контрастов и яркой реалистичной образностью. В годы, предшествовавшие созданию этой симфонии (1891— 92), Чайковский вынашивал замысел большого симфонические произведения под названием «Жизнь», сохранившегося только в набросках. Аналогичная идея лежит в основе «Патетической симфонии», представляющей собой трагическое повествование о жизни человека, полной суровой и напряжённой борьбы, радостных взлётов и тяжёлых поражений. Симфония необычно заканчивается медленным скорбным финалом, который следует за стремительной, полной уверенного оптимизма третьей частью, характеризовавшейся композитором как «арии в торжественно ликующем роде».

«Патетическая симфония» Чайковский является одним из замечательнейших произведений передового демократического русского искусства, проникнутого глубоким гуманистическим сочувствием к человеку, острой душевной болью за его страдания и гневным протестом против гнетущих жизненных условий, препятствующих осуществлению его лучших стремлений и надежд. В программных симфонических произведениях Чайковский находит отражение тот же комплекс идей и типичных состояний, который характерен для его лучших симфоний (начиная с 4-й). Програмность Чайковского носит обобщённо-психологический характер. Воплощая тот или другой сюжет в музыке, Чайковский стремился не столько к детальной звукописной передаче всего хода событий, сколько к ярко эмоциональному воспроизведению основного конфликта посредством сопоставления и развития группы контрастных музыкальных образов. На этой основе возникает своеобразная «эмоциональная драматургия» Чайковското.

В его симфоническом творчестве получили гениальное отражение трагическийобразы Шекспира («Ромео и Джульетта», «Буря», «Гамлет»), Данте («Франческа да Римини»), Байрона («Манфред»), Широкий и разнообразный круг жанровых элементов нашёл претворение в оркестровых сюитах, Серенаде для струнного оркестра, «Итальянском каприччио». В некоторых из них используется народная песенно-танцевальная тематика (финал Серенады для струнного оркестра, «Итальявское каприччио»), 3-я сюита Чайковский, с её блестящим финалом в форме широко развёрнутого цикла вариаций, по масштабам симфонического развития приближается к симфонии. Красочностью и темпераментностью музыки, блеском изложения, широтой и мощью симфонического развития отличаются концерты Чайковского. Его 1-й фортепианный концерт и скрипичный концерт принадлежат к величайшим классическим образцам этого рода в мировой музыкальной литературе.

Виртуозный элемент подчинён в них единому, последовательно раскрывающемуся художественно-образному замыслу. Незабываемую галерею глубоко типических, сильных и впечатляющих образов создал Чайковский в своих операх. С большой лирической теплотой и подлинным драматизмом он передавал глубокие и искренние переживания людей.

«…Я всегда старался выбирать сюжеты, способные согреть меня, — писал он С. И. Танееву 14 янв. 1891. — Согреть же меня могут только такие сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я»

(Чайковский П. И., Танеев С. И., Письма, 1951, стр. 169).

Опера привлекала Чайковский богатством и разнообразием выразительных средств, возможностью наглядного и яркого отображения процесса жизни в его конкретных живых формах, наконец, своей широкой доступностью, способностью легче и быстрее многих других жанров завоёвывать массу слушателей. Он подчёркивал, что опера

«должна быть музыкой наиболее общедоступной из всех родов музыки», что «опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа»

(Чайковский П. И., Переписка с Н. Ф. фон-Мекк, т. 2, стр. 37, т. 3, стр. 381).

В операх Чайковский богатство и выразительность вокальной мелодики соединяются с напряжённым симфоническим развитием, позволяющим с большой полнотой передавать динамику душевных состояний и раскрывать психологический подтекст действия. С неизменным вниманием относился Чайковский к требованиям сценичности, добиваясь исключительной гибкости музыкальных характеристик, тщательной обрисовки музыкой всех происходящих на сцене событий, верного воспроизведения в музыке бытового фона. В ранних операх («Воевода», «Опричник») Чайковский не удавалось еще подчинить все элементы внешнего и внутреннего действия единой целеустремлённой линии драматургия, развития.

В опере «Кузнец Вакула» непритязательная, трогающая своей искренностью и сердечностью лирико-комедийная фабула развёртывается на широко и сочно обрисованном бытовом фоне; музыка её проникнута интонациями украинской народной песни. В позднейшей редакции этой оперы — «Черевички» — Чайковский усилил и развил песенно-мелодическую сторону, придал музыкальным характеристикам большую рельефность, цельность и законченность. Новаторская сущность реалистической оперной драматургии Чайковский полностью раскрылась в опере «Евгений Онегин». Чайковскому удалось впервые воплотить свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей. Главной его задачей в «Евгении Онегине» была верность и искренность передачи внутренних душевных состояний действующих лиц.

Сохраняя общий тон тёплого, проникновенно-задушевного лирических высказывания, Чайковский достигает в центральных, узловых моментах действия большой силы драматического выражения. Глубокая правдивость музыкального языка оперы, связанного в своих истоках с мелодикой бытового лирического романса, способствовала тому, что она очень быстро приобрела огромную популярность и стала одним из любимейших оперных произведений широкого слушателя. Б последующих операх — «Орлеанская дева» и «Мазепа», написанных на исторические сюжеты, большое место занимают широко развёрнутые, полные драматизма массовые сцепы. Однако и в этих произведениях Чайковский интересовала прежде всего душевная драма героев. Сочетание глубокого психологизма с разнообразием сценического действия и сочными жанровыми характеристиками свойственно «Чародейке», в которой бытовой народный сюжет поднят до уровня трагедии. Вершиной оперного реализма Чайковский явилась «Пиковая дама», занимающая такое же место среди его опер, как 6-я симфония в ряду симфония, произведений. Роковое противоречие между безраздельно охватывающим человека страстным порывом и жестокой действительностью, разрушающей все мечты о счастье, приобретает здесь характер трагической коллизии. Главные действующие лица оперы гибнут в неравной борьбе с враждебными их стремлениям силами. В раскрытии сложного душевного мира своих героев Чайковский проявляет необычайную психологии, проницательность и глубину понимания человеческих чувств и характеров.

Единству и цельности сквозного действия в опере способствует непрерывность симфонического развития. Основные движущие силы трагического конфликта охарактеризованы с помощью нескольких контрастирующих между собой музыкальных тем, которые развиваются на всём протяжении действия как в оркестре, так и в вокальных партиях. Последняя (одноактная) опера Чайковский «Иоланта» — один из прекраснейших по силе и свежести вдохновения образцов его светлой жизнеутверждающей лирики. Как гениальный драматург-симфопист проявляет себя Чайковский в области балетной музыки. Он реформировал традиционный «дивертисментный» тип классического балета на симфонической основе, насытив его значительным идейно-эмоциональным содержанием. Сказочные сюжеты приобретают в его балетах глубоко человеческий характер и служат композитору средством отображения реальных, правдивых жизненных конфликтов. В «Лебедином озере» Чайковский с вдохновенным лиризмом воспел поэзию чистой девичьей души, передал красоту и силу верного, преодолевающего все враждебные препятствия чувства. По силе и проникновенности выражения лирического начала «Лебединое озеро» стоит рядом с такими произведениями Чайковский, как «Ромео и Джульетта» в области симфонического творчества, «Евгений Онегин» — среди его опер.

Светлым пафосом жизнеутверждения проникнута музыка «Спящей красавицы». Основная идея этого балета — идея торжества света над мраком, добра над злом, жизни над смертью — выражена с помощью последовательного симфонического развития контрастных тем, воплощающих в себе антагонистичные, противоборствующие начала. Партитура балета отличается необычайным разнообразием и гибкостью музыкально-хореографических форм, сочной декоративностью оркестрового письма, богатством и щедростью мелодического языка. Высокое мастерство симфоническогой развития в соединении со смелой колористической изобретательностью, остротой и меткостью музыкальных характеристик свойственно одноактному балету «Щелкунчик», в котором наивная фабула детской сказки служит для выражения глубокой оптимистически жизнеутверждающей философской идеи. К числу музыкально-театральных работ Чайковский принадлежит музыка к пьесе А. Н . Островского «Снегурочка». В этом сочинении проявилась любовь композитора к русской природе, быту и тонкое проникновение его в интонационный строй русской народной песни.

Камерные жанры у Чайковского связаны в основном с тем же кругом образов и приёмов художественного воплощения, которые характерны для его оперного и симфонического творчества. Так, в квартетах Чайковский получили широкое отображение народно-бытовые и лирические образы, родственные его ранним симфониям (напр., популярнейшее «Анданте кантабиле» из 1-го квартета на тему народной лирической песни «Сидел Ваня на диване»). Некоторым из его камерных инструментальных произведений свойственны черты глубокого, напряжённого драматизма. Таковы 3-й квартет и особенно трио «Памяти великого художника», по силе драматического выражения и масштабам музыкального развития не уступающие наиболее выдающимся образцам его зрелого симфонизма. Широкое распространение как на концертной эстраде, так и в домашнем быту получили небольшие но масштабу фортепианные пьесы Чайковский лирического или жанрово-характеристического плана. Среди них выделяется цикл из 12 пьес «Времена года» (1875- — 1876), в котором даны поэтические зарисовки русской природы и быта, овеянные тёплым, задушевным лирическим чувством. Характерной особенностью фортепианного стиля Чайковского является певучесть, вокальность.

Иногда он давал своим пьесам наименования, заимствованные из вокальной музыки (напр., романс, баркарола). Широко претворены в фортепианном творчестве Чайковского также жанры популярных бытовых танцев. Таковы его многочисленные и разнообразные по характеру вальсы. Произведениями более крупного концертно-виртуозного плана являются «Большая соната» (1878), «Русское скерцо» (1867), «Думка» (1886) для фортепиано. Одну из важнейших областей творчества Чайковский составляют романсы. Их огромная популярность обусловлена свойственной им сердечностью тона и непосредственной искренней теплотой выражения простых человеческих чувств. Чайковский стремился в своих романсах прежде всего к выпуклой обрисовке основного мелодического образа. Этот основной, центральный образ даётся им, как правило, в развитии, чем достигается напряжённая динамика передачи чувства. Часто при этом Чайковский пользуется приёмами и методами развития, родственными его симфоническим принципам. Подобно М. И. Глинке и А. С. Даргомыжскому, Чайковский опирался в вокальном творчестве на привычный круг интонаций и жанров бытового демократического романса, глубоко творчески переосмысливал, психологически углублял их, выделял и заострял в них индивидуально-характерные черты.

Эмоциональный  диапазон вокальной лирики Чайковского очень широк — от тихой элегической грусти и нежной задушевной ласковости до захватывающего по силе трагизма или страстного восторженного порыва. Многие из романсов Чайковското столь же прочно закрепились в широком культурном обиходе, как и совершеннейшие образцы поэтической лирики А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. К их числу относятся: «Нет, только тот, кто знал», «Страшная минута», «Средь шумного бала», «Хотел бы в единое слово», «День ли царит», «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь»), «Забыть так скоро», «Кабы знала я, кабы ведала», «Мы сидели с тобой», «То было раннею весной» и др. Романс «То было раннею весной». Рукопись. Наибольшее количество романсов из 104 (включая 4 юношеских, из которых один не издан) Чайковский написал на слова А. К. Толстого, Л. А. Мея, К. Р. (К. К. Романова), Д. М. Ратгауза, А. Н. Плещеева (его же 14 текстов в цикле «16 песен для детой», 1883), А. А. Фета, А. Н. Апухтина, Я. П. Полонского, И. 3. Сурикова.

Чайковскому принадлежит ряд литературных работ: стихотворения, либретто некоторых его опер, переводы на русский язык музыкально-теоретических работ, текстов романсов и оперы «Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарта). Статьи Чайковского отличаются высокой принципиальностью оценок, глубиной и тонкостью эстетических суждений, боевой темпераментностью. Его борьба за верное понимание глинкинского наследия, за широкое и всестороннее освоение зарубежной классики, за подлинный профессионализм в искусстве, решительные и авторитетные выступления в защиту Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева и других современных ему отечественных композиторов от нападок и преследований реакционной критики — всё это сыграло большую прогрессивную роль в развитии русской музыкальной культуры 2-и половины 19 в. Множество ценных высказываний как о собственном творчестве, так и по общим вопросам музыкальной эстетики содержит исключительная по своему богатству и содержательности переписка Чайковский Творчество Чайковский еще при жизни композитора получило широчайшее признание слушателей и стало неотъемлемым элементом передовой русской художественной культуры.

Его воздействие на русскую музыку было огромно. Благотворное влияние творческих принципов Чайковский испытали С. И. Танеев, А. К. Глазунов, В. С. Калинников, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, II. Я. Мясковский и многие другие композиторы. Чайковский принадлежит к величайшим представителям мирового классического музыкального искусства. Его произведения пользуются огромнейшей популярностью во всех странах мира. Среди зарубежных композиторов Чайковский особенно высоко оценивали Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, Я. Сибелиус. В Советском Союзе творчество Чайковский стало всенародным достоянием. Произведения его постоянно и неизменно звучат с концертной эстрады, по радио и в быту. Опоры Чайковский исполняются во всех музыкальных театрах, на языках различных народов СССР. Творчеству Чайковский посвящены многие исследования советских учёных. Именем Чайковский названы две консерватории — Московская и Киевская и ряд других музыкальных учебных заведений, крупнейший концертный зал в Москве. Перед зданием Московской консерватории воздвигнут памятник Чайковский (по проекту скульптора В. И. Мухиной). Дом в г. Клину, в к-ром композитор прожил конец жизни и написал свои последние великие произведения, сохраняется как Дом-музей Чайковский Дом-музей Чайковский создан также на его родине в г. Воткинске. В с. Каменке (ныне Черкасской обл., Украина), где часто бывал композитор, существует литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. 100-летняя годовщина со дня рождения композитора (1940) и 50-летие его смерти (1943) были широко отмечены в СССР. В 1940 было начато академическое издание полного собрания сочинений Чайковского.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.