Биография и творческое наследие Фредерика Шопена (1810 — 1849)

ШОПЕН, Фридерик Францишек (Фредерик Франсуа; 1 марта 1810 — 17 окт. 1849) великий польский композитор, основоположник польской музыкальной классики. Родился в Желязова- Воле (под Варшавой) в семье учителя Николая Шопена, выходца из французских крестьян. Мать Шопен — Юстина Кшижановска — происходила из польской дворянской семьи.


Детство и юность Щ. (с октября 1810) протекали в Варшаве, где его отец преподавал в Лицее и держал на дому пансион для лицеистов — детей из дворянских семейств, живших вне столицы. Огромное пианистическое и композиторское дарование Шопен проявилось очень рано. Игре на фортепиано он обучался у чешского музыканта В. Живного.

К 1817 относится публикация первого сочинения Шопена— полонеза соль минор для фортепиано, к 1818 — первое публичное выступление Шопен как пианиста.

В 1822 Шопен начал брать уроки композиции у известного польского композитора Ю. Эльснера.

В 1823—26 он учился в Лицее, в 1826—29 — в Главной школе музыки, которую окончил по классу Эльснера.

На протяжении 1825 — 29 Шопен совершил ряд поездок по Польше, в 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступал с успехом как пианист и композитор.

Творческое развитие Шопен проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. Шопен общался с видными представителями передовой варшавской интеллигенции. К числу его близких знакомых принадлежали будущие участники польского освободительного восстания 1830—31 (среди вих — М. Мохнацкий).

С детства Шопен проявлял глубокую любовь к польскому народному музыкальному творчеству. Вместе с тем он воспринял опыт польской профессиональной музыки (М. Каменский, Я. Стефани, К. Курпиньский, М. К. Огинский, М. Шимановская, Ю. Эльснер, Ф. Лессель), тщательно и широко изучал произведения западноевропейских композиторов, начиная с И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и кончая К. М. Вебером, И. Н Гуммелем, Ф. Шубертом, Дж. Фильдом, Н . Паганини.

В 1830 Шопен дал в Варшаве три авторских концерта, ставших триумфом его как национального композитора и пианиста. В начале ноября он отправился в заграничное путешествие, к-рое навсегда разлучило ого с родиной.

В 1830—31 Шопен жил в Воне, где его застала весть о польском восстании против русского царизма. Летом 1831 посетил Линц, Зальцбург, Мюнхен. В сентябре в Штутгарте он узнал о падении Варшавы. 11 сентября Шопен приехал в Париж, который стал его постоянным местожительством. На чужбине распалась первая любовь Шопена — к варшавской певице Констанции Гладковской. Позднее Шопен испытал сильное чувство к Марии Водзиньской (польской графине, дочери воеводы), но отец Марии воспрепятствовал её браку с простым музыкантом.

В 1832 начинаются концертные выступления Шопен в Париже. Быстро расширяется круг его знакомств (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер, Г. Гейне, Э. Делакруа). В 1834 ІП. совершил поездку по Рейну с Ф. Тиллером и Ф. Мендельсоном, в 1835 — в Лейпциг (знакомство с Р. Шуманом), в 1838 — 39 — на о-в Мальорку с французской писательницей Жорж Санд. В имении Жорж Санд — Ноане — Шопен неоднократно проводил летние месяцы.

Разрыв в 1847 отношений с Жорж Санд пагубно подействовал на композитора и ускорил его смерть.

В 1848 Шопен предпринял концертное путешествие в Англию. Умер в Париже (от туберкулёза), там же похоронен. Он завещал отвезти своё сердце в Варшаву (похоронено в костёле св. Креста).

Гениальное творчество Шопен — величайшее завоевание польской национальной музыки и одна из вершин мировой музыкальной классики. Как пианист Шопен создал оригинальный стиль игры, отмеченный напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и сердечностью содержания. Как композитор Шопен возвёл польскую музыку на уровень высших достижений европейского музыкального искусства. Связи Шопен с народной музыкой Польши глубоки и разносторонни, народность — неотъемлемое качество его творчества.

Уже в ранних фортепианных полонезах и мазурках Шопен формируются жанры его творчества, непосредственно связанные с польской национальной музыкой (в данной связи следует упомянуть и краковяк — Рондо а ля краковяк — для фортепиано с оркестром, 1828). В вариациях и рондо для фортепиано, концертах для фортепиано с оркестром (фа минор, 1829, и ми минор, 1830) Шопен следовал традициям общераспространённых в то время виртуозных жанров. Однако с самого начала в каждом из сочинений Шопен явственно выступают национальные основы, выраженные и складом мелодии, и характером ритмики (постоянно связанной с польскими танцами), и особенностями гармонической фактуры, и строением форм.

До 1830 Шопен писал произведения для различных инструментов, но с обязательным участием фортепиано, в т. ч. трио для фортепиано, скрипки и виолончели, полонез для фортепиано и виолончели. Позднее он посвятил себя почти исключительно фортепианной музыке [песни (19 номеров) занимают скромное место в творческом наследии Шопен, но вместе с том их сюжеты раскрывают многое и в его фортепианной музыке].

В начале 30-х гг. Шопен достигает творческой зрелости. В его художественном мировоззрении происходит решительный перелом, чему содействует остродраматическое восприятие композитором неудачи польского восстания. Важнейшей темой его сочинений становится воспевание польских патриотических надежд, гибель которых вызывает скорбные чувства. Музыка Шопена проникается особенной страстностью и глубиной переживаний, широтой, конфликтностью, силой образных замыслов. Тревожные эмоции борьбы, торжественные, героические порывы к победе и, наконец, страстная тоска или горькая печаль поражения — таков излюбленный круг музыкальных образов, определяющий структуру многих произведений Шопена (этюд до минор опус 10 № 12, прелюд ре минор, ноктюрн до минор, фантазия фа минор и др.).

Патриотические идеи находят разнообразное выражение в различных произведениях Шопена, особенно рельефно — в полонезах, символизирующих величие Польши и достигающих подлинной монументальности — то рыцарственно-праздничной (полонез ля бемоль мажор), то мрачнотрагической (полонез фа диез минор), а также в многочисленных мазурках (композитор называл их «картинками»), представляющих собой изящные жанровые зарисовки из польского быта (напр., опус 17 № 4, ля минор; опус 56 № 2, до мажор) или краткие взволнованные рассказы о трагических судьбах родины (напр., опус 30 № 4, до диез минор; опус 41 № 1, ля минор).

Эмоциональная насыщенность, правдивость и рельефность музыкальных образов делают Шопен одним из величайших представителей реализма в музыке. Вместе с тем его творчество проникнуто возвышенной и страстной романтикой, носящей последовательно прогрессивный, передовой характер. Оно широко открыто богатству жизненных впечатлений, тяготеет к портретности, пойзажности, жанровости. Рыцарственность и благородная гордость наряду с нежностью и ласковостью составляют характерные черты искусства Шопен Во многих произведениях есть сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем областям фортепианной техники, всецело подчинены образности, выразительности и содержательности музыки.

Из трёх сонат Шопен для фортепиано первая (до минор, соч. 1827—28, изд. 1851) носит в целом мало самостоятельный характер. Во второй сонате (си бемоль минор, изд. 1840) дано великолепное по силе изображение борьбы жизни со смертью, надежд с отчаянием, завершающееся торжеством мрачных и жутких призрачных образов. В третьей сонате (си минор, изд. 1845) побеждает просветлённый лиризм прекрасной мечты, восторженных порывов к счастью. Свободную трактовку сонатной формы Шопен дал в фантазии фа минор (изд. 1841) — страстно взволнованной и скорбной поэме о борьбе поляков за свободу. Фантазии свойственна исключительная интонационная выпуклость музыкальных произведений. Единичными произведениями представлены у этюдов и др.) господствуют жизнерадостные настроения.

Смелый новатор, Шопен обогатил мелодию, ритмы, До конца дней сохранялись нерушимые духовные гармонию, подголосочную полифонию, пианистическую фактуру множеством оригинальных находок, опора на польскую народную музыку. Однако длительная жизнь композитора за пределами родной страны обусловила своеобразную затуманенность фольклорных образов в некоторых поздних сочинениях Шопена (напр., в полонезе-фантазии опус 61, мазурке опус 56 № 3). В этот же поздний период в музыке Шопен замечается тенденция к утончённому и блестящему колориту (напр., в тарантелле, баркароле, 4-м скерцо), а порой с некоторой пылкость чувств со сдержанностью и стройностью рассудочности (напр., в сонате для виолончели их выражения. Творчество Шопена — одно из высших воплощений сердечной непосредственности и прекрасной гармоничности в музыкальном искусстве, музыке, определяющие стиль, сказываются и в его вальсах (17). Последние повлияли на формирование жанра французского (точнее парижского) вальса. Жанр ноктіорна (21), установленный Фильдом, был значительно развит Шопеном, насытившим его яркостью, контрастами и драматизмом. Новое содержание до К. Шимановского и передовых мастеров музыкальной культуры народной Польши.

Дань искусству Шопена в той или иной мере отдали Р. Шуман, осмысление жанра, введённого Бетховеном; они Ф. Лист, Р. Вагнер, Б. Сметана, Э. Григ, Г. Форе, полны романтической страстности, фантастики, эмоциональной переменчивости и иронии. Шопен создал новый жанр фортепианной баллады (4), родственный балладам польского поэта А. Мицкевича (характерна фольклорная сказочность баллады фа мажор, изд. 1840) и отразивший вместе с Ц. А. Кюи, М. А. Балакирева, Н. А. Римского- Корсакова, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, А. К. 1 лаской национально-освободительной борьбы (баллада фа минор, изд. 1848).

Прелюды Шопена (26, среди них 24 прелюда опус 28, изд. 1839) далеки от старого жанра «прелюдирования»; это оригинальные образным вниманием и уважением. Систематически организуются международные конкурсы пианистов имени Шопена (ряд советских музыкантов — лауреаты этих конкурсов), публикуется обширная исследовательская и библиографическая литература о нём, многократно переиздаются его сочинения.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий