Биография кинорежисера Эйзенштейна Сергея Михайловича (1898—1948)

ЭЙЗЕНШТЕЙН,Сергей Михайлович(1898—1948)— выдающийся советский кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведческих наук.

Родился в Риге в семье архитектора.

В 1916—18 учился в Институте гражданских инженеров в Петрограде.

В 1917 вступил добровольцем в один из студенческих отрядов народной милиции,

в 1918 — в Красную Армию.

В 1921—24 Эйзенштейн— художник и режиссёр Первого рабочего театра «Пролеткульта» (Москва). Здесь он оформил спектакль «Мексиканец», осуществил постановки спектаклей «На всякого мудреца довольно простоты», «Москва, слышишь?», «Противогазы».

С 1924 Эйзенштейн работал в кино.

В 1925 Эйзенштейн поставил фильм «Стачка» — о борьбе русского пролетариата. В этом фильме, отличающемся монументальными массовыми сценами, реалистические бытовые эпизоды чередуются с кадрами, в которых отразилось увлечение Эйзенштейн формальными экспериментами в области выразительных средств киноискусства.

Крупнейшей творческой победой Эйзенштейн была постановка фильма «Броненосец Потёмкин» (1925). Правдиво воссоздав героический эпизод революции 1905, фильм с огромной силой и поэтическим пафосом утверждает идею непобедимости революции. Идейное новаторство фильма определило и новаторство кинематографии, формы. Ритмичный монтаж, строгая композиция кадров, драматизм и лаконичность массовых сцен сочетаются с яркостью и точностью деталей. Фильм явился значительным этапом в развитии мирового киноискусства.

Кинокартины Эйзенштейна (совместно с режиссёром Г. В. Александровым) «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929), посвящённые темам социалистической революции, коллективизации, отмечены противоречивостью: реалистичные эпизоды совмещаются в них с формалистическими.

В 1929—31 Эйзенштейн жил в США, изучал кинопроизводство, работал над фильмом «Да здравствует Мексика!» (не был закончен).

С 1932 Эйзенштейн возглавлял кафедру режиссуры Всесоюзного государственного института кинематографии (с 1937—профессор). Творческая неудача с кинокартиной «Бежин луг», не выпущенной на экран из-за формалистических ошибок, сменилась крупным успехом.

В 1938 Эйзенштейн поставил фильм «Александр Невский» (Сталинская премия, 1941), гармонически сочетающий все компоненты киноискусства: изображение, слово, актёрское искусство, музыку, шумовое оформление.

В монументальной эпопее «Иван Грозный» (1-я серия, 1945; Сталинская премия, 1946) Эйзенштейн передал атмосферу Руси 16 в. Но образы центральных героев в фильмах «Александр Невский» и «Иван Грозный» отличаются элементами модернизации и идеализации.

В 1940 Эйзенштейн поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в Большом театре СССР.

Эйзенштейн написал ряд статей по теории и истории кино, разрабатывал проблемы выразительных средств киноискусства (монтаж, цвет, стереоскопия). Был награждён орденом Ленина и орденом «Знак Почёта».

С о ч. Э.: Избранные статьи, М., 1955. Лит.: Вишневский Вс., Эйзенштейн, М., 1939.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.