Биография великого русского певца Леонида Собинова (1872 – 1934)

СбБИНОВ, Леонид Витальевич [26 мая (7 июня) 1872 — 14 окт. 1934] — великий русский певец (лирический тенор). Народный артист Республики (1923). Родился в Ярославле в семье приказчика (дед Собинов был крепостным). Общее образование получил в Ярославской гимназии. В 1894 окончил юридический факультет Московского университета.


В 1895 — 99 работал помощником присяжного поверенного. Будучи студентом, пол в университетском хоре, в хоре украинской труппы М. К. Заньковецкой, гастролировавшей в Москве. На выдающиеся вокальные данные Собинов обратил внимание П. А. Шостаковский — директор Музыкально- драматического училища Московского филармонии, общества.

В 1892 Собинов поступил в училище (класс пения А. М. Додонова), которое окончил в 1897 (последний год занимался у А. А. Сантагано-Горчаковой). В годы учения он с успехом выступал в качестве певца- солиста в итальянской оперной труппе в партиях Арлекина («Паяцы» Р. Леонкавалло) и Рулевого («Летучий голландец» Р. Вагнера).

С 1896 принимает активное участие в концертах «Кружка любителей русской музыки», сближается с его организаторами А. М. и М. С. Керзиными, с основателями Московского Художественного театра — К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Общение с передовыми деятелями русского искусства оказало большое влияние на творчество Собинов, на формирование его демократических общественных взглядов. После успешного дебюта 24 апр. 1897 в Большом театре (партия Синодала в опере «Демон» А. Г. Рубинштейна) Собинов был принят в состав оперной труппы. Вскоре Собинов стал одним из крупнейших русских оперных артистов. Его имя приобрело громадную популярность как художника и передового деятеля русской культуры.

На протяжении всей своей творческой деятельности Собинов был связан с Большим театром. Выступления Собинов в 1905 — И на сцене лучших западноевропейских оперных театров («Ла Скала», Милан, и др.) принесли ему мировую славу. В советское время широко развернулась музыкально-общественная деятельность Собинова. Некоторое время он был директором Большого театра. Административную и общественную работу Собинов совмещал до последних дней жизни с интенсивной исполнительской деятельностью. Собинов был одним из крупнейших представителей русской классической вокальной школы, он творчески развивал художественные традиции, идущие от М. И. Глинки, О. А. Петрова, Ф. И. Стравинского. Совершенное искусство пения было неразрывно связано у Собинов с драматически выразительной игрой. В основе вокально-сценического искусства Собинов лежала высокая поэтизация музыкального образа. Стремясь к наиболее полному внутреннему раскрытию образа, он пытливо и всесторонне изучал роль; продумывал и отделывал до мельчайших подробностей вокальную сторону партии, уделял большое внимание слову, музыкальной речи (точности и отчётливости дикции, естественности и выразительности декламации), добивался психология, углублённости интонационных оттенков, а также исторической точности костюма, грима, пластики, жестов.

Исполнение Собинова покоряло одухотворённостью, светлым жизнеутверждающим лиризмом. Лучистость, «солнечность» были присущи самому тембру голоса певца. Мягкость, нежность, душевная теплота сочетались в пении Собинова с благородной мужественностью и силой. Вдохновенное искусство Собинова было неотделимо от неустанного и «беспокойного», по его собственным словам, труда. Это был артист многогранной культуры и глубокой образованности. Собинов дал принципиально новое творческое истолкование многих оперных партий. Созданный им образ Ленского в опере «Евгении Онегин» П. И. Чайковского стал классич. образцом для последующих поколений русских певцов. Лучшие партии Собинов: Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Берендей, Левко («Снегурочка», «Майская ночь» И. А. Римского- Корсакова), Лоэнгрин («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Вертер («Вор- тер» Ж. Массне), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Орфей («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка) и др.

Творчество Собинова явилось вершиной современного ему реалистического оперно-сценического искусства. Собинов был замечательным исполнителем произведений камерной вокальной музыки, горячим пропагандистом русской вокальной лирики, в особенности романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, И. А. Римского-Корсакова, Собинов В. Рахманинова, к-рые он исполнял с поэтической проникновенностью и высокой художественной завершённостью. Традиции исполнительского искусства Собинов развивают в своём творчестве советские мастера пения. Собинов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Имя Собинов присвоено Саратовской консерватории и Ярославскому музыкальному училищу.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.