И.А.Славкин — двойник и натурщик В.И. Ленина

Год 1990-й. Конкурс двойников Все с умилением и восторгом смотрят на Владимира Ильича Ленина , а точнее — на Александра Николаевича Гудкова , чье сходство с вождем российского пролетариата просто поразительно Это был звездный час Гудкова. Отсюда начался путь к известности.

Картина художника Малявина, написанная со Славкина.
Год 1941-й. Конкурсов двойников тогда не было. А вот двойники были. И , конечно же , в то время быть похожим на Ленина было очень почетно и видимо выгодно. Правда , властями такое крамольное сходство не поощрялось . О чем свидетельствуют публикуемые ниже  документы . Ознакомившись с ними , как-то беспокойно стало за судьбу Иосифа Ариаевича Славкина . Но поспешим успокоить читателей — в картотеках КГБ его имя не числится. Видимо , последовавшие вскоре грозные события заставили руководство страны заняться более важными и насущными проблемами .
Копия  т/ Андрееву, Маленкову/
Считаю необходимым дать следующее указание т/ Александрову:
1) Надо немедля прекратить практику хождения портретов Славкина вместо Ленина.
 2) Установить, кто это разрешил, ибо без помощи каких-либо коммунистов и государственных учреж- дений такие дела обычно не обходятся.
3) Обеспечить контроль государств. (Главлит) над фотопродукцией, имеющей общественно политичес— кий характер.
 4) Предложения по этим вопросам внести в ЦК.
 Жданов.
 СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) — товарищу ЖДАНОВУ
Лучшие художники, скульпторы нашей страны упорно и серьезно работают над созданием образа В. И. Ленина в изобразительном искусстве. Работой художников и скульпторов в этой области слабо руководят Комитет по делам искусств и Оргкомитет Союза советских художников Из бесед с художниками Финогеновым, Одинцовым, Налбандян, Васильевым и другими нами установлено, что в работе над образом В. И. Ленина большинство художников, к сожалению, очень слабо используют имеющуюся иконографию В. И. Ленина (фото, портреты, рисунки и скульптуры с натуры), не изучают произведений В. И. Ленина, не знакомятся с биографической литературой о В. И. Ленине. Многие художники, скульпторы при работе над произведениями живописи, скульптур, в которых дают образ В. И. Ленина, ограничиваются использованием маски и натурщика. В связи с этим перед музеем встают два вопроса.
Первый вопрос — в последние дни в Центральный музей В. И. Ленина обратился художник Нюренберг с натурщиком Славкиным, предлагая приобрести у них рисунки «В. И. Ленин в период эмиграции». Мы от рисунков отказались, потому что они извращают образ В. И. Ленина. Скульптор Адрианов предложил скульптуру «В. И. Ленин — вождь». Скульптура нами не принята по тем же причинам Скульптор Адрианов делал ее с натурщика Славкина, с которым они работают по договору.
Натурщики Славкин (юрист), Лебедев (шофер) считают себя внешне похожими на В. И. Ленина, в чем их убеждают и некоторые художники.
Славкин в повседневной жизни пытается обратить на себя внимание окружающих. Носит одежду, похожую на ленинскую, и грубо подражает походкой, жестами, движениями и манерой говорить. Он оставил работу по специальности и занимается, по его выражению, «восполнением недостающих документально-ленинских поз», фотографируясь и позируя художникам. Краткую справку о Славкине и фото с него — прилагаю. Тип Славкина появился в последние годы и пользуется успехом среди некоторых художников. Художники, пользующиеся натурщиками типа Славкина, Лебедева и вписывающие их без критической переработки в картину, явно извращают образ В И. Ленина.
Второй вопрос, который также имеет прямое отношение к созданию образа В И. Ленина в изобразительном искусстве, связан с использованием ленинской посмертной маски. Подлинная матрица с маски находится у скульптора Меркурова С. Д„ а отлив с нее имеется в Музее В. И. Ленина Распространение маски запрещено комиссией по увековечению памяти В И, Ленина в 1924 году (копия решения прилага ется). На деле маска В. И. Ленина неизвестно кем в Москве и Ленинграде широко распространяется среди художников и скульпторов в искаженном виде и за большие суммы. Посмертные маски В. И. Ленина, С. М. Кирова, Серго Орджоникидзе, В. В. Куйбышева и др партийных и государственных деятелей, находящиеся в мастерской скульптора Меркурова С. Д., желательно сосредоточить в сейфах Музея В. И. Ленина.
 Директор Центрального музея В. И. ЛенинА Беляков № 2 15.1.41
Справка о СЛАВКИНЕ И А, прожив по адресу: Москва, 1-я Мещанская дом № 33, кв 18 СЛАВКИН Иосиф Ариаевич — юрист по образованию и специальности Работу по профессии оставил два года тому назад, занимается тем что позирует художникам скульпторам, беря с них по 20—40 рублей в час.
СЛАВКИН мечтает, по словам художников, исполнять роль В И. Ленина в кино. Собирается издать альбом своих фотографии в образе В. И. Ленина (фото прилагается). Фото эти он продает художникам по десять рублей за снимок СЛАВКИН, по заявлению художников ОДИНЦОВА В., ЯКОВЛЕВА Б. И. , выдает себя за человека, который хорошо был знаком с В. И. Лениным, вместе был в эмиграции, работал в Совете Труда и Обороны, а в настоящее время якобы получает персональную пенсию. Скульптор Адрианов говорит о Славкине, как о человеке который помогает художникам создать настоящий образ В И. Ленина. Скульптор Адрианов со Славкиным работают по особому соглашению над скульптурой В. И. Ленина.
Условия соглашения такие. если скульптура будет принята, тогда суммы, полученные за скульптуру, делят поровну 15.1.41 г„
КОПИЯ ПИСЬМА ХУДОЖНИКА П. ВАСИЛЬЕВА, ПРИСЛАННОГО В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В И. ЛЕНИНА
В настоящее время много художников работают над картинами, посвященными Ленину—Сталину. Материалом для художников служит фотография как документ и натурщик, человек, который помогает художнику воспроизвести те или иные движения и дает возможность дать фактуру кожи и цвет тела, а все остальное зависит от творчества художника. В последнее время художники начали целиком воспроизводить натурщиков с далеким сходством Ленина, и это очень получается фальшиво и дает ложный образ Ленина, как внешний, так и внутренний. Я сам был грешен в этом несколько лет тому назад, но тов. Крупская, просматривая мои работы, почувство вала это и спросила, не пользуюсь ли я натурщиками. Я сказал — да, есть у меня такой человек. Тов. Крупская постаралась меня разубедить в этом и просила передать другим художникам ее совет избегать искажения сходства. Многие художники убеждены, что внешнее сходство не играет роли в отображении образа Ленина, этой линии держатся также мастера кино, которые создали фильмы о Ленине. На помощь художникам пришли натурщики с малым сходством Ленина. Художники убедили их, что они очень похожи на Ленина, эти натурщики бросили свои профессии и начали позировать, спекулируя своей внешностью, носят с собой фотографии и торгуют ими за позирование ставят условия за 1 час от 15 до 50 руб. В Москве сейчас позируют 3 натурщика
1) МОЮЗОВ Николай Иванович» работает в Издательстве легкой промышленности,
 2) ЛЕБЕДЕВ Василий Арсентьевич — бывший шофер,
3) СЛАВКИН, по профессии — юрист.
В Ленинграде есть тоже такой натурщик, который берет 50 руб в час и разъезжает по городам, по вызову. Эти натурщики стараются носить одежду, похожую на одежду Ленина.
ЛЕБЕДЕВ, например, выбривает себе лысину и подкрашивает волосы. Изучают историю партии и играют роль Ленина. Вообще натурщики очень нужны нам, художникам, только от них надо брать то, что я сказал раньше.
П. ВАСИЛЬЕВ. Копия верна.
Секретарь Центрального музея В. И. Ленина Сазонова 17 марта 1941 г.
В УПРАВЛЕНИЕ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК ВКП(б) то.в. КОНДАКОВУ
В соответствии с Вашими указаниями Главное управление учреждениями изобразительных искусств предложило гр. Славкину И А., позировавшему в последнее время ряду художников для портретных изображений В. И. Ленина, прекратить свою деятельность натурщика. Гр-ну Славкину предложено сдать в Главное управление все его фотографии, снятые в позах, повторяющих определенные характерные движения Владимира Ильича. О недопустимости использования гр-на Славкина в качестве натуршика для изображения В. И. Ленина поставлен в известность оргкомитет и Московский Союз советских художников. Написанный А. М. Герасимовым портрет В И Ленина, в работе над которым художник пользовался как натурщиком гр. Славкиным, по указанию тов. Поликарпова, снят нами с выставки графических произведений на темы истории ВКП(б). к
Посылаю Вам материал полученный от оргкомитета Союза советских художников.
Начальник Главного управления учреждениями изобразительных искусств (В Шквариков)
17 марта 1941 г. № 1/8
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ тов. ШКВАРИКОВУ
По Вашей просьбе сообщаю, что мне сообщили о деятельности Славкина художники П. Васильев, В. Серов и К. Финогенов. В 1940 г. среди художников появился натурщик Слав кин — бывший адвокат, — похожий на В. И. Ленина. Сшил себе костюм, пальто, кепку по покрою схожими с теми, которые носил тов ЛЕНИН. Начал позировать московским художникам, взимая с них за сеанс от 25 до 50 р. Гастролировал в Ленинграде, позировал в Академии художеств и в ленинградском Союзе совет ских художников.
Позировал: Иогансону Б. В. к картине «Вожди Октября», Налбандяну — «Приезд СТАЛИНА к В. И. ЛЕНИНУ», Котову П.. И. — «У больного Ленина», Васильеву П. — «Портреты ЛЕНИНА», Герасимову А.— «Портрет ЛЕНИНА», художнику Аржанникову, Серову В. (Ленинград), худ. Жукову Н. Художник В. Серов сообщил, что Славкин продает художникам свои фотографии Ленинградскому отделению издательства «Искусство» (отв. редактор Докторов) предложил к изданию серию открытых писем «ЛЕНИН» с фотокарточек снятых со Славкина.
Художник П. Васильев сообщил мне, что Славкина для позирования, как натурщика, ввел художник Нюренберг. По этому вопросу также может сообщить художник Богородский Ф С. — секретарь партгруппы Правления МОССХ’а.
Ответственный секретарь Оргкомитета Союза советских художников СССР Титов.
Секретарю ЦК ВКП(б) — товарищу ЖДАНОВУ А А Справка на № 01909
В связи с письмом т. Белякова. Отдел печати Управ ления пропаганды и агитации установил следующее:
1) Ни одно государственное издательство или учреждение не принимало и не издавало портретов Славкина. В прошлом году Славкин обращался в Ленинградское отделение издательства «Искусство» с просьбой издать его открытки, но получил отказ. Все фотографии размножались лично самим Славкиным. «Деятельность» Славкина начавшаяся в 1940 г., свелась только к позированию в мастерских нескольких художников. Так, он позировал художникам Иогансону Б. В , Налбандяну, Васильеву, Герасимову, Аржанникову, Серову и Жукову. Сейчас эта «деятельность» Славкина прекращена. Славкин предупрежден, что за распространение каких-либо фальсифицированных портретов он будет привлечен к ответственности В Комитете по делам искусств он письменно подтвердил о прекращении своей «деятельности»». В Управление пропаганды вызывались для беседы по этим вопросам все художники, которым позировал Славкин. Все художники заявили, что они прекратили отношения со Славкиным. В Управление пропаганды приглашались также оргкомитеты союза художников и союза скульпторов, руководство Комитета по делам искусств, которым предложено провести собрание художников и скульпторов* на которых подвергнуть критике методы работы художников, подпавших под влияние Славкина и подобных натурщиков. Такие собрания состоялись. Все портреты, написанные со Славкина, сняты. Теперь установлен такой порядок, который обеспечивает государственный контроль за всеи фотопродукцией, имеющей общественно-политический характер. Управление пропаганды обязало Главлит издать следующий приказ:
все фото и типографские портреты, картины, рисунки, плакаты и т д., имеющие общественно-политический характер и предназначенные к выпуску в количестве более 10 экземпляров, разрешаются только Центральным Главлитом в Москве. Ни один обллит, крайлит союзной республики не имеют права разрешать издание таких портретов, снимков и т.д. Центральный Главлит разрешает опубликование с согласия Отдела печати Управления пропаганды. В проекте правил охраны государственной тайны на главного цензора возложен контроль за всеми произве дениями искусства, в том числе и за фотопродукцией.
2) Предложение т, Белякова о том, чтобы посмертная маска В. И. Ленина была передана от скульптора С. Д. Меркурова в музей В. И. Ленина, как выяснилось, объясняется недостаточной компетентностью .т Белякова. В мастерской скульптора Меркурова оригинала маски не оказалось. После долгих поисков удалось установить что оригинал маски находится в сейфах самого музея В. И. Ленина. Пока был установлен оригинал, необходимо было проверить десятки копий, находящихся в различных учреждениях. Тов. Беляков считал, что оригинал маски — это гипсовая форма, снятая с лица В. И. Ленина, между тем, первая гипсовая форма которая накладывается на лицо разбивается, т. к. иначе не вынуть первого слепка. Оригиналом, т е первым снимком, который остается, считается первый отлив по маске, снятой с лица. Затем с этого уже оригинала снимаются остальные маски. Оригинал отличается от остальных масок тем, что на нем не видно следов от составных форм и, главное, на нем остается часть волосков из усов, бороды, бровей и головы. Отдел печати Управления пропаганды считает, что установленный теперь порядок просмотра фото и изопродукции исключает появление искаженных и недоброкачественных снимков, имеющих общественно-политический характер. Этот порядок узаконяется правилами и положением о Главном цензоре при СНК СССР.
Зам. зав. Отделом печати Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Н Кондаков

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.