Родина Балтийского флота – Лодейное Поле

reka sviry

В 1703 г. в посёлке кораблестроителей на берегу реки Свирь был спущен на воду первенец Балтийского флота – 28-пушечный фрегат “Штандарт”…
С тех пор прошло уже три сотни лет, российский флот претерпел много изменений, одержано много побед, можно смело говорить о глубоких традициях и громких именах великих адмиралов нашего флота.

Но, несмотря на сотни лет истории, городок Лодейное Поле продолжает существовать на том же месте и его берега по-прежнему омывает река Свирь. По ней теперь ходят экскурсионные теплоходы, баржи, и всевозможные катера. В общем, это обычная российская река с системой ГЭС и турбазами на берегу.
Однако история – вещь упрямая, и памятник-стэлла основателю российского флота и города Санкт-Петербурга Петру I, установленная ещё в 1832 году, напоминает об историческом прошлом Лодейного Поля.
Не удивительно, что идея посетить этот город родилась давно в рамках поездок по историческим местам России. Средством передвижения был избран автомобиль одного из нас, машина старенькая, бывалая, но в тоже время способная вместить четверых человек со всеми вещами.
Не хочется утомлять тебя, наш читатель, всеми подробностями поездки на старом автомобиле, но могу сказать одно – лучше всегда страховаться, т.е ехать более чем на одной машине, поскольку вероятность оказаться поздно вечером в 300 км от города Санкт-Петербурга, неподалёку от города Подпорожье, на обочине дороги с недвижимой во всех отношениях машиной может стать реальностью в один миг. Я намекаю на то, что именно это с нами и произошло. Но обо всём по порядку.
Памятник неизвестному солдату Началось всё с 6-и часовой починки подвески, посему вместо восьми часов утра из города мы выехали около четырёх вечера. Оптимизм вообще вещь полезная, особенно если он поддерживает тебя такой долгий срок (это я о водителе нашего автомобиля)…
Дорога до Лодейного Поля заняла около трёх с половиной часов. Сделали лишь небольшую остановку в городке под названием Сясьстрой. Он расположен на реке Сясь, в 7 км к западу от железнодорожной станции Лунгачи и в 140 км к востоку от Санкт-Петербурга.
Основанный в 1926 году в связи со строительством Сясьского ЦБК, городом он стал с 1992 года. Его название происходит из прибалтийско-финского сяакси – “скопа”, хищная птица, питающаяся рыбой. Магазин в городе позволил пополнить наши продуктовые запасы на ближайшие два дня, за что мы ему весьма благодарны.
В Лодейное Поле прибыли уже к вечеру. Прогулялись по городу, полюбовались на Свирь, посмотрели на монумент погибшим в годы Великой Отечественной войны и памятник неизвестному солдату, дошли до единственной в Лодейном Поле церквушки Петра и Павла на улице Карла Маркса. Поскольку служба должна была проходить только на следующий день, а в субботу церковь по какой-то причине не функционировала, удалось лишь запечатлеть её на фотоплёнку снаружи, не заходя внутрь.
Однако город не настолько прост, как может показаться сразу и хочется упомянуть некоторые факты из истории Лодейного Поля.
Именно здесь в 1702 году Пётр I заложил Олонецкую судоверфь, которая производила корабли для создававшегося в те годы Балтийского флота. Суда строили здесь до 1830 года. Всего за 130 лет существования верфи на ней было построено 450 судов. С развитием судостроения в Петербурге верфь в Лодейном Поле закрылась.
До революции Лодейное Поле был уездным городом Олонецкой губернии и, благодаря своему удобному положению на Свири и железной дороге Петербург – Петрозаводск, превратился в торгово-транспортный и лесопромышленный центр Свирского бассейна.
Во время Великой Отечественной войны Лодейное Поле было в течение 1000 дней прифронтовым городом, а восстановленный после войны город вырос в значительный промышленный центр. Сегодня здесь размещается Свирский район гидросооружений Волго-Балтийского водного пути, следящий за состоянием реки Свири.
Стэла Петру Недалеко от того места, где в своё время жил Пётр I при закладке Олонецкой судоверфи, и где стоит соответствующая стэлла – напоминание об этом событии, на проспекте Ленина, установлена схема памятников архитектуры и истории Лодейнопольского района Ленинградской области. Схема старенькая, но вполне информативная, а посему, если будете здесь, непременно воспользуйтесь ей. Мы, например, изучив схему, сразу же окончательно определились с маршрутом.
Список всех прочих монументов Лодейного Поля займёт всего три пункта – это памятник Ленину у вокзала, мемориальный парк “Свирская Победа” на том же проспекте Ленина, но ближе к выезду в сторону Санкт-Петербурга, и монумент, вернее, монументик на Гражданской улице. Первый и третий пункты довольно традиционны практически для любого малого города в России, а вот второй пункт является специфичным именно для Лодейного Поля. К сожалению, по указанным выше причинам, мы не смогли изучить его настолько, чтобы привести здесь его описание хотя бы в общих чертах.
Если потребуется заночевать в Лодейном Поле, особенно с машиной, то сделать это не очень просто. Платные стоянки в городе есть, а вот гостиниц нет. Для палаточных городков без автомобиля подходит правый берег реки Свири – здесь можно в изобилии найти дрова, но не очень просто найти полянку. Если же возникнет желание встать в Лодейном Поле с машиной – придётся аккуратно поездить по Республиканскому Тракту (он же Подпорожское шоссе) и поискать приличные лесные дороги слева, в сторону Свири. Их немного, хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать.
Однако за два предоставленных государством дня надо было посмотреть максимум возможного. К счастью, стальной конь ещё не хромал и мы отправились в Александро-Свирский монастырь, место, которое по праву можно назвать святым. Удивительные пейзажи, обилие источников и малая для подобных мест заселённость создают особую атмосферу для его посещения. Но это уже совсем другой рассказ.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий