Российский художник Василий Верещагин (1842 — 1904)

Василий Верещагин (1842 — 1904) занимает особое место в русском изобразительном искусстве — он «открыл» для отечественного зрителя Восток. В литературе и музыке России эта тема была традиционной, но в живописи именно Верещагину довелось переступить новые тематические пределы. И в другом отношении он был первый в русской живописи — в его творчестве во весь голос прозвучали мотивы антивоенные.

Верещагин учился в петербургской Академии художеств и в парижской Школе изящных искусств. Но истинной школой творчества стали для него путешествия. Он ездил на Кавказ, в Крым, на Дунай, дважды побывал в Средней Азии (в Туркестане, как говорили тогда), совершил два путешествия в Индию, был в Америке, Сирии, Палестине, к концу жизни съездил на север России и в Японию. Он писал только то, что «видено и прочувствовано самим», поэтому и полагал, что в его картинах «нет лжи и фальши». Он хотел откликаться на то, «что вызывает не только созерцание, но и размышление», считал, что реалист должен не просто воспроизводить факты и события, а пытаться их обобщить.

Его туркестанская серия изображала жестокие нравы, существовавшие в среднеазиатских монархиях, бедствия простых людей, страдающих под игом не знающих жалости властителей. В картинах, созданных по индийским впечатлениям, Верещагин высказал свое мнение о варварской сущности колониальных войн. Иные мысли вложены в картины, посвященные русско-турецкой войне 1877 — 1878 годов, бывшей для балканских народов войной освободительной. Он показал мужество, тяжкий труд солдата в кровавой страде, требующей многих жертв. А серия «Наполеон в России» рассказала не только о крахе завоевателей, но и о патриотизме народа, величии его освободительной миссии Верещагин-баталист был новатором. Вместо привычных парадных картин, где на переднем плане изображен военачальник, он героем своих картин избрал солдата.

Война в его изображении лишена театральной красивости. Он почти шокировал тогдашних «присяжных эстетиков» сценами непривлекательными, подробностями «отвратительными». На знаменитой картине Верещагина «Апофеоз войны» изображена пирамида, сложенная из человеческих черепов, над которой кружит воронье: так художник «воспел» средневековых завоевателей типа Тамерлана. Сам Верещагин писал про «Апофеоз», что это «столько же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная». Автор многозначительно посвятил это свое произведение «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Наблюдения для своих картин разоблачений Верещагин собирал часто на поле боя, под неприятельским огнем: он считал, что художник баталист должен лично пережить весь ужас человеческой бойни. Антивоенный художник, Верещагин стал жертвой войны: когда началась русско-японская война, он отправился на театр боевых действий и погиб при взрыве броненосца «Петропавловск».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.