Русский архитектор ЩУКО, Владимир Алексеевич (1878—1939)

ЩУКО, Владимир Алексеевич (1878—1939) — видный русский советский архитектор. Родился в Тамбове в семье ж.-д. служащего. В 1896 поступил в петербургскую Академию художеств. В студенческие годы участвовал в качестве художника в экспедиции Академии наук на Шпицберген и в экспедициях для обмера памятников русского зодчества. По окончании Академии (по мастерской Л. Н. Бенуа) был направлен за границу (1905—07; Константинополь, Греция, Италия).

В 1905 выступил с политическими карикатурами, остро обличавшими царский полицейский террор.

В 1907—10 ЩУКО выполнил первые крупные архитектурные работы. доходные дома на Каменноостровском проспекте (ныне Кировский проспект, №№ 63 и 65) в Петербурге, в архитектуре которых переработал мотивы зодчества эпохи Возрождения применительно к требованиям современного жилищного строительства.

В 1910—11 по проекту ЩУКО были сооружены русские павильоны на Международной выставке в Италии — в Риме и Турине; особенно выделялся римский павильон, в котором оригинально использованы формы русского классицизма конца 18 — начала 19 веков.

В том же 1911 ЩУКО получил звание академика архитектуры. В последующие годы ЩУКО выполнены: проект дома земской управы в Киеве (1913, осуществлён частично), Памятный зал Академии художеств в Петербурге (1914), проекты Московского вокзала в Петербурге и вокзала в Киеве (1913—14, неосуществлены) и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество ЩУКО приобрело несравненно более широкие масштабы, наполнилось новым содержанием. Большинство его работ советского времени создано в сотрудничестве с В. Г. Гелъфрейхом (см.).

В 20-е гг. ими были выполнены:

  • въезд в Смольный в Ленинграде,
  • павильон иностранного отдела Всероссийской с.-х. выставки в Москве (1923),
  • три подстанции Волховстроя,
  • архитектурные части памятников В. И. Ленину в Ленинграде: у Финляндского вокзала (скульптор С. А. Евсеев) и у Смольного (скульптор В. В. Козлов), ряд проектов.

В крупных работах ЩУКО и Гельфрейха 30-х гг. усиливаются искания простых, лаконичных форм, органически связанных с новым характером советских общественных зданий и с новой техникой:

  1. здания Библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве (строительство начато в 1930, в 1956 закончен пятый, предпоследний, корпус),
  2. театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону (1930—35, разрушен в 1941—43),
  3. Большой Каменный мост в Москве (1936—38; совместно с М. А. Минкусом), ряд проектов.

С 1932 ЩУКО принимал участие в проектировании Дворца Советов в Москве, разработал проект дворца совместно с В. Г. Гельфрейхом и Б. М. Иофаном (1932—39, не осуществлён). Из других произведений ЩУКО и Гельфрейха следует назвать:

  1. Дом правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932; совместно с А. П. Вайтенсом, А. П. Великановым и Ю. В. Щуко),
  2. виадук в Сочи (1936—37; совместное А. Ф, Хрдкрвым),
  3. Главный павильон Всесоюзной с.-х, выставки в Москве (1939; совместно с А. П. Великановым и Ю. В. Щуко) и др.

В 1934 ЩУКО снова посетил. Италию, был также в Париже, Лондоне, США. На протяжении всей своей творческой деятельности ЩУКО выступал как театральный художник (эскизы декораций и костюмов для «Старинного театра», 1907, многочисленные декорации и костюмы для постановок ленинградских театров в 1919— 1932, для постановки «Бориса Годунова» в Московском академическом Малом театре, 1937, и др.), а также как талантливый рисовальщик и акварелист (рисунки и акварели ЩУКО изданы в альбоме: В. А. Щуко, Рисунки и акварели, М., 1940).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.