Советское наследие композитора Д. Д. Шостаковича

ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25) сент. 1906] — выдающийся советский композитор. Народный артист СССР (1954). Депутат Верховного Совета РСФСР 2-го, 3-го и 4-го созывов.

Родился в Петербурге в семье инженера.

Окончил Ленинградскую (Петроградскую) консерваторию в 1923 по классу фортепиано Л. В. Николаева, в 1925 по классу композиции М. О. Штейнберга.

В 1927 ра 1-м Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве был удостоен почётного диплома. В дальнейшем Шостакович выступает в концертах с исполнением собственных произведений.

С 1937 — преподаватель, в 1939— 1941—профессор Ленинградской, в 1943—48 Московской консерваторий (у Шостаковича учились композиторы: Д. Гаджиев, Г. Г. Галыпин, О.А.Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов и др.).

С 1954 — член Шведской королевской музыкальной академии, с 1956 — почётный член Академии Санта-Чсчилия в Риме и член-корреспоіідент Академии искусств Германской Демократической Республики.

С 1957 — секретарь Союза композиторов СССР. III.— один из крупнейших композиторов современности. Особенно значительны его достижения в области симфонической, а также кантатно-ораториальной и камерной музыки. Уже в 1-й симфонии (1925, исполнение — 1926), проникнутой энергией, ощущением молодости, юмором и трепетной взволнованностью, обнаружилось яркое дарование композитора.

В ряде последующих произведений— во 2-й («Посвящение Октябрю», 1927) и 3-й («Первомайская», 1931) симфониях, в опере «Нос» по Н. В. Гоголю (1928, пост. 1930), балетах «Золотой вок» (1930) и «Болт» (1931) и др.— сказались черты абстрактного рационализма конструктивистского типа и натурализма.

Противоречия сложного творческого пути Шостаковича проявились также в опоре «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») по повести Н. С. Лескова (1932, пост. 1934) и балете «Светлый ручей» (1934, пост. 1935). Большим достижением композитора явилась 5-я симфония (1937), в которой получили зрелое и законченное выражение важнейшие особенности симфонизма Шостаковича.

Основная тема 5-й симфонии — становление личности в условиях советской действительности. Эта тема воплощена в музыке с волнующей искренностью, драматич. силой и глубиной чувства, что определило большую популярность 5-й симфонии и значение её как одной из вершин в развитии советского симфонизма. Произведениями высокой художественной ценности являются также 1-й струнный квартет (1938) и квинтет для фортепиано и струнных инструментов (1940).

В 1941 в осаждённом Ленинграде IIIостакович работал над 7-й симфюнией — «симфонией всепобеждающего мужества» (газ. «Правда», 1942, 30 марта, ст. Ем. Ярославского).

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу— Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию»

,— писал композитор (газ. «Правда», 1942, 29 марта).

Патриотическому замыслу этой симфонии отвечают монументальность её концепции, шпрота развития и ясность основных музыкальных образов. Вслед за 7-й симфонией появились; 8-я симфония (1943), отличающаяся глубокой трагедийностью, фортепианное трио (1944), 2-й струнный квартет (1944), 2-я соната для фортепиано (1943), 9-я симфония (1945).

В некоторых сочинениях Шостакович 40-х гг. сказывается субъективизм настроений, чрезмерное усложнение музыкального языка. Эти тенденции были подвергнуты серьёзной общественной критике. В ряде последующих произведений композитор правдиво воплотил образы Советской страны, революционной борьбы, социалистического труда.

Значительная современная тематика раскрывается в оратории «Песнь о лесах» (1949) и кантате «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) (оба произведения — на слова Е. А. Дол.матовского). Драматизмом, рсали- стич. выразительностью отличаются его вокальные циклы: «Из еврейской народной поэзии» для 1—3 певцов с фортепиано (1948) и Десять поэм для хора без сопровождения на слова русских революционных поэтов (1951). Глубоким раздумьем, острой конфликтностью и тревожностью чувств проникнута 10-я симфония (1953) — одно из крупнейших произведений Шостаковича.

Среди сочинений Шостаковича выделяются также:

  • два концерта для фортепиано с оркестром (1933, 1957),
  • концерт для скрипки с оркестром (1948—54), 4-й (1949), 5-й (1951) и 6-й (1956) струнные квартеты,
  • 6 испанских народных песен (обработки для голоса с фортепиано, 1956).

В 1950—51 он написал 24 прелюдии и фуги для фортепиано — первый цикл подобного рода в русской музыке. Большое место в творчестве Шостаковича занимает музыка к кинофильмам («Златые горы», 1931, «Встречный», 1932, «Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939, «Великий гражданин», 2 серии, 1938—39, «Молодая гвардия», 2 серии, 1948, «Встреча на Эльбе», 1948, «Мичурин», 1948, «Падение Берлина», 2 серии, 1949, «Овод», 1955, и др.), а также театральная музыка. Нокоторые песни из кинофильмов (напр., песня из фильма «Встречный», «Песня о мире» из фильма «Встреча на Эльбе») получили мировую популярность. Для творчества Шостаковича, особенно симфонического, характерно стремление к воплощению глубоких, жизненно значительных идейных концепций.

Некоторые его симфонии, трагедийные по характеру, запечатлели напряжённые социальные конфликты, борьбу антагонистических сил, столкновение образов мира и войны, прогресса и реакции, отразили сложный мир человеческих переживаний, острое восприятие человеком противоречий действительности.

Во многих его музыкальных произведениях мрачным настроениям скорби, гнетущим образам зла противостоят могучая сила человеческого разума, воля, светлые, возвышенные образы. Для симфонизма Шостаковича характерны огромные масштабы тематического развития, чередование резко контрастных по содержанию частей, исполненных то сурового сосредоточенного раздумья, то динамичной напряжённости, действенности, то остро гротескных. Аналогичные черты присущи и камерной музыке.

Замечательный мастер оркестра, Шостакович использует инструментальные тембры в их выразительно-психологическом значении, как одно из средств музыкальной драматургии. Большая роль полифонии в музыкеШостаковича связана с тяготением композитора к «текучести» развития, длительному развёртыванию музыкальной мысли. Композитор иногда по-новому трактует сонатную форму; так, в первой части 7-и симфонии, в соответствии с программным замыслом, после экспозиции идёт цикл вариаций на новую тему («эпизод нашествия»).

Музыкальный язык некоторых вокальных произведений Шостаковича более прост; он вбирает в себя элементы песенности, порой близок к мелодичным оборотам советских массовых песен (оратория), старого революционного фольклора (хоровые поэмы). Композитор немало почерпнул из музыкально-интонационного языка М. П. Мусоргского (Шостаковичу принадлежит новая оркестровая редакция оперы «Борис’ Годунов», 1940). Известное влияние на стиль Шостаковича оказали С. С. Прокофьев и Г. Малер.

Видный общественный деятель, Шостакович в 1949 был в числе советских делегатов на Конгрессе деятелей науки и культуры США в защиту мира в Нью-Йорке. В 1950 участвовал во Втором всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве, в 1952 — в Конгрессе народов в защиту мира в Вене. В 1954 Всемирный Совет Мира присудил композитору Международную премию мира. Шостакович — член Славянского комитета СССР (с 1942) и Советского комитета защиты мира (с 1949). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Сталинскими премиями отмечены: в 1941 — квинтет, в 1942 -7-я симфония, в 1946 — трио, в 1950 — «Песнь о лесах» и «Падение Берлина», в 1952 десять поэм для хора.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.