Заокский приют Поленова

usadba polenova

Добираться до усадьбы известного русского художника Поленова, казалось бы, весьма просто, но не всегда под рукой есть машина, готовая домчать Вас до берегов Оки. Мои знакомые решили доехать в усадьбу на автомобиле, они плутали по странным указателям около часа, пока не выехали к нужному месту. Администрация усадьбы говорит, что если ехать по Симферопольскому шоссе, надо свернуть сразу за мостом на Оку, далее, увидев табличку на Поленово, точно следовать указателям, и тогда проблем с дорогой не возникнет.

На этот раз мы решили поехать на электричке, встали в семь утра, и с Курского вокзала поезд, громыхая колесами, отчалил по направлению к Туле. Пришлось долго томиться в жарком вагоне около трёх часов и, наконец, наша станция – Тарусская. Далее, вдыхая свежий воздух, мы проследовали до остановки автолайна и выяснили, что маршрутки ходят до музея кое-как, и сегодня они вряд ли предвидятся, что не могло нас порадовать, ведь пешком идти очень далеко, а тут ещё и нестерпимая жара. Совершенно убитые таким поворотом событий, мы направились к назначенному месту пешком, по пути ловя проезжающий транспорт. И о чудо, первая же машина остановилась, и водитель абсолютно бесплатно добросил нас до усадьбы Поленова.
Погода стояла просто прекрасная, чувствовалось близость Оки, неповторимо пахло водой и ароматом цветов, из глубин аллеи тянуло маревом сосен и чего-то могучего и несомненно прекрасного. Очень хотелось искупаться, но, войдя на территорию заповедника (заплатив 25 руб., за фотосъёмку 50 платить не стали, пожидились), мы просто забыли о своём намеренье.
Пред нами предстала очень чистая ухоженная усадьба. Главный дом, “Аббатство”, хозяйственные постройки – всё было в идеальном состоянии, даже заборы были выкрашены в ненавязчивый зелёный цвет, и краска на них не лупилась. Территория заповедника немаленькая, около 870 гектар, но все они содержатся в чистоте. Сейчас редко можно увидеть так хорошо отреставрированную усадьбу, куда не стыдно пригласить иностранцев и отдохнуть самому.
Первое, что притягивает взгляд, это главный “Большой дом”. Он был спроектирован самим Поленовым, и его строительство завершилось в рекордно короткие сроки. Веранда дома увита цветами, внутри находится большой музей, в котором хранятся не только подлинные вещи, принадлежавшие Поленову и его семье, но и предметы археологии (Древняя Греция, Египет), произведения графики, скульптуры и живописи.
Дом сделан из дерева и оштукатурен. В качестве образца, с которого он был спроектирован, было взято именье родителей художника, стоящее в Имоченцах, недалеко от Петербурга. Он интересен, прежде всего, тем, что это одно из первых сооружений в стиле модерн.
Аббатство – мастерская Поленова А ведь всего два года назад, в 1889 году со своим уже знаменитым учеником К.А. Коровиным Поленов плыл на пароходе по Оке от Калуги до Тарусы и восхищенный потрясающими видами, решил посетить продающуюся усадьбу в селенье Бехово. Уже весной следующего года, усадьба перешла во владение Поленова, и он поселился в двухэтажном деревянном флигеле, пока шли строительные работы.
Однажды разгуливая с этюдником, он наткнулся на очень живописную с сосновым лесом песчаную опушку под названием Борок, где с его холма хорошо была видна Ока, Таруса и огромный парк усадьбы Игнатовское-Знаменское, черневший на другом берегу реки. Поленову так понравилось это место, что он, недолго думая, поменял этот кусок земли на своё новое поместье и начал строительство на опушке заново. В 1892 году он построил “Большой дом”, а усадьба стала называться Борок.
Спустя какое-то время, обжив именье, Поленов начал проектировать себе мастерскую. Тщательно выбрав место, подобрав нужную себе планировку, он начинает строительство “Аббатства”, в “скандинавском стиле”, как говорил художник. Но это был скорее чистый гений Поленова, который сумел гармонично смешать несколько архитектурных направлений и создать уникальный усадебный комплекс.
В мастерской сделано круглое окно с северной части, проникающий в него свет всегда рассеянный, что позволяет лучше видеть цветовую гамму нарисованного. Помещение мастерской обустроено таким образом, что, положив на пол большое полотно, увидеть общую картину можно было, лишь поднявшись на чердак и посмотрев в это окно. “Я всё это лето сооружал себе мастерскую. Но вышло почему-то аббатство, – писал Поленов И.В. Цветаеву, – Тем не менее, я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный, я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится, что это осуществилось”.
Особенно это было удобно для декораций.

Сама мастерская быстро превращалась в зрительный зал, где была предусмотрена сцена, с пристроенными по бокам стилизованными колоннами из двух тёсаных блоков. Большая творческая мысль Поленова была направлена на разработку театральных декораций, тем самым, привлекая его к работе художника-декоратора. На чердаке мастерской хранились сшитые для спектаклей матерью и сестрой Поленова костюмы и бутафорское оружие. Чердак до сих пор работает по своему прямому назначению. “Аббатство” сильно пострадало от пожара, но было восстановлено, и в нём показывали диораму, но позже мастерскую отреставрировали, и она начала работать по своему назначению. Хорошая акустика – это визитная карточка мастерской, здесь проводятся камерные концерты, спектакли и музыкальные вечера, неизменно привлекающие многочисленных любителей искусства.
Ограда усадьбы Благодаря Поленову в этих местах сохранился прекрасный природный заповедник, его особое бережное отношение к природе позволило донести до нас парк практически в том же виде, как и при его жизни. Большинство деревьев было посажено руками семьи Поленовых. Доминирует в парке сосна, которая великолепно прижилась на песочных откосах Оки.
От главных ворот, сделанных в виде каменных столбов, к дому ведёт тенистая аллея. Вся усадьба обнесена белым известняком, из него сделана ограда. Эта изгородь напоминала художнику любимый Вель, и запечатлена на полотнах многих пейзажей Василия Дмитриевича.
Дом Поленова быстро стал культурным центром всей округи. Паломничество в усадьбу не прекращалось в любое время года, ведь рядом, за Окой, в Тарусе кипел большой центр художественной жизни и отдыха интеллигенции. Здесь часто бывали В.Э. Борисов-Мусатов, Б.Н. Бакшеев, К.Ф Юон и К.Д. Бальмонт. Не редко сюда из Мелихово приезжал и Антон Павлович Чехов, который был помещиком в соседней серпуховской губернии.
Ещё при жизни Василий Дмитриевич устроил в усадьбе музей, здесь так же проходили художественные выставки. Часто он и сам проводил экскурсии для жителей близлежащих городов и деревень: “Желание моё осуществилось, – писал художник, – когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекции, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания”. Усилиями Поленова в усадьбе подобралась внушительная коллекция картин выдающихся русских художников Крамского, Сурикова, Левитана, Репина, Шишкина, Коровина, Нестерова и, конечно же, самого владельца усадьбы.
Так же как и Чехов Поленов строил школы для крестьянских детей, они находились в селе Бехове и Страхове. Там же он устроил для них любительский театр, к спектаклям которого художник рисовал декорации сам.
Поленов умер в 1927 году и был похоронен вблизи села Бехова, на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. За его бывшей усадьбой закрепилось название Поленово, хотя изначально она носила название Борок. С 1939 года здесь действует Государственный музей-усадьба Поленова и природный заповедник.
На улице стояла страшная жара, тем не менее, парк защищал нас от солнца, даря прохладу, неспеша прогуливаясь по нему, мы вышли из усадьбы и прошли к Оке. Прекрасный песчаный пляж удивил нас своей чистотой и ухоженностью. На небольшой пристани были причалены маленькие катерочки и рыбацкие лодки, в воде, оглашая окрестности счастливыми криками, бултыхались дети. Воды реки так и манили искупаться, что и было сделано в одно мгновение. Неожиданно берега УжОки огласил мой вопль – это знакомый приставил к моему лицу живого водяного ужа, который, по моей, ну очень настойчивой просьбе, был выпущен в воду. Он бултыхался в реке и никак не мог сориентироваться (видимо я его оглушила криком) но, наконец, он пришёл в себя и уплыл куда-то по направлению к Тарусе, преследуемый стайкой детей.
Хорошенько отдохнув, мы вышли на дорогу и начали свой путь назад к железнодорожной станции. Стояла страшная духота, собиралась настоящая летняя гроза, нам предстояло идти 12 километров пешком. Ливень застал нас в получасе ходьбы от усадьбы, в одну секунду мы вымокли до нитки. И тут опять чудо, около нас притормозил местный автомобиль и подбросил нас до станции. Откуда такая приветливость? Не знаю, скажу одно, не только приятна сама усадьба, но и отношение местных жителей к туристам, теперь я точно знаю, что это достойные люди. В них живёт частичка благородности Поленова и стремление сделать мир лучше. Несомненно, что любой приезжающий в эти места станет желанным гостем в усадьбе Борок и сможет отдать дань заокскому приюту Поленова.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий